Каталог статей |
Сейтжанов Б.С., докторант DBA МАБ Казахстан Совершенствование государственного регулирования строительной отрасли и рынка жилья как механизма снижения системных рисковРыночное самоуправление строительного сектора в текущих условиях должно дополнять государственное регулирование, т.е. государство должно вмешиваться в происходящие процессы, когда не срабатывают рыночные методы соблюдения равенства интересов субъектов и общества в целом. Правительство Казахстана оперативно отреагировало на нарастающую турбулентность экономики страны и приступило к реализации опережающих мер. Важной составляющей антикризисных мер явилась поддержка строительного сектора и стабилизации рынка недвижимости. Замораживание большинства объектов долевого строительства, односторонний пересмотр ставок вознаграждения по ипотечным займам отдельными БВУ, – все это вызвало широкий общественный диссонанс и рост социальной напряженности. В этой связи Правительством, НБРК и АФН был предпринят ряд срочных мер, направленных, в основном, на стабилизацию ситуации в секторе жилищного строительства и недвижимости[1].. В частности, были реализованы следующие механизмы: a) Рефинансирование ипотеки:
b) Финансирование строительства:
c) Приобретение национальными компаниями и акционерными обществами с государственным участием квартир в незавершенных объектах гг. Астаны и Алматы.
Для сохранения темпов роста строительства и обеспечения завершения строительных объектов, застройщикам представлена поддержка через Фонд устойчивого развития «Казына». При этом первоочередное внимание будет уделено «недостроям» города Астаны. В структуре ФУР «Казына» была создана дочерняя организация, которая занимается сбором, сводом и проверкой достоверности информации, поступающей от акиматов и банков второго уровня о строительных объектах и объемах средств, необходимых для их завершения. Затем эти данные предоставляются руководству фонда. В свою очередь, «Казына» выносит информацию на рассмотрение госкомиссии, решением которой и утверждается список объектов, объемы финансирования, а также лимиты размещения денежных средств по банкам. После утверждения «Казына» размещает денежные средства на депозитах банков второго уровня с правом безакцептного отзыва под 9% годовых на 3 года. Финансовая поддержка строительных компаний будет осуществляться по следующему принципу: 85% от суммы необходимых средств будет выделять «Казына», 10% – банки второго уровня и 5% – сами компании-застройщики. Реализация указанных мер способствовала снижению напряженности на рынке недвижимости и строительства, однако перспективы развития отрасли остаются неопределенными. Высоко оценивая оперативность и качество антикризисных мер правительства, считаем, что в текущих условиях развития кризиса можно использовать следующие дополнительные методы государственного регулирования для создания полноценного сбалансированного рынка жилья как со стороны предложения, так и со стороны спроса: 1. Стимулирование предложения строительства жилья: a) системные меры общего характера:
b) меры, направленные на стимулирование строительства жилья для среднего класса и социально защищаемых слоев населения:
2. Стимулирование платежеспособного спроса:
В Казахстане возможности инвестирования из средств государственного бюджета в настоящее время существенно ограничены и останутся таковыми в обозримом будущем. Отсрочка важных проектов по инфраструктуре или даже отказ от них оказывают стойкое отрицательное воздействие на развитие всей национальной экономики, а также отдельных отсталых районов республики. Поэтому, следует планировать и вводить в практику альтернативные формы финансирования в виде привлечения частного капитала. Нами предлагаются к использованию четыре основные модели участия частного капитала: Предпринимательская модель является наиболее применяемой формой участия частного капитала. Она финансируется за счет сборов с пользователей. Условием такого участия является наличие и возможность повышения непосредственной платы (тарифов) за пользование. Так как в данном случае инвестиционный и предпринимательский риск и ответственность находятся в частных руках, учет государственных и частных интересов производится наиболее последовательно. Общество предпринимателей, которое, как правило, состоит из консорциумов, где представлены частные предприятия (в основном, строительные фирмы) и банки, создает объект (например, деловой центр) по собственному проекту и из собственных средств. Тарифы, поднятые в целях финансирования расходов на строительство, призваны обеспечить «привлекательность возврата вложений». Для строительства и эксплуатации объекта должны иметься все правовые предпосылки по планированию, чтобы можно было выработать условия эффективности его использования. Продолжительность обычно измеряется временем возмещения задействованных финансовых средств. Доходы зависят от объема спроса и платежеспособности пользователей, а также от эффективности систем повышения тарифов. В арендной модели, как и в предпринимательской модели, объекты строительства (например, автодороги) разрабатываются, финансируются и строятся частным предприятием, но таможенные пошлины не повышаются. Независимо от этого, государство арендует финансируемые частным образом объекты, ежегодно вносится жестко установленная арендная плата. Преимущество этой модели заключается в том, что она, с одной стороны, выгодна для пользователя, так как тарифы не повышаются, а с другой стороны, предпринимательский риск предсказуем благодаря жесткой арендной плате. Таким образом, в отличие от предпринимательской модели, арендная модель может использоваться и тогда, когда повышение тарифов невозможно и нецелесообразно ввиду их слишком высокого уровня стоимости или нежелательно из-за экономических, социально-политических соображений (например, при неплатежеспособности пользователей или невозможности непосредственно перевода возникающих расходов на пользователей). Тем не менее, можно воспользоваться вложением частного капитала. При этом расходы и риск участия остаются за государством. При концессионной модели созданные и финансируемые частным образом объекты инфраструктуры арендуются государством. Однако, по истечении концессии, право пользования, то есть собственности безвозмездно передается государству. До этого момента государство из бюджетных средств (а не из специальных сборов) целиком возмещает затраты на основе расчета по эксплуатации объекта. Вносимая государством плата позволяет частному инвестору только погашать долг, но не получать прибыли. В отличие от арендной модели, в концессионной модели существует финансовый риск для частного инвестора, так как его доходы зависят от объема спроса. Кооперация в форме государственно-частного партнерства открывает возможность соединения в частной государственно-правовой модели интересов государства и частных предприятий. Таким образом, возникает экономически смешанная группа предприятий. Степень влияния на объект зависит от доли вложенного капитала, но это влияние может быть представлено по-разному в зависимости от проекта и интересов сторон. Так, государству может быть предоставлено право закрепить договором свой интерес в прямом и действенном влиянии, как способ обеспечения государственного присутствия. Частный инвестор ожидает, что вложенный капитал размещен прибыльно. Государство же исходит из перспективы ускоренного осуществления срочных инфраструктурных проектов. Также необходимо отметить, что в настоящее время стала очевидной необходимость создания стабильной и качественной нормативно-правовой базы, отражающей новые условия экономической и финансово-кредитной деятельности, учет и страхование рисков, усложнившиеся взаимоотношения организаций между собой и с банками, бюджетом, налоговыми службами. По нашему мнению, для уменьшения рисков требуется разработка государственными органами РК (Минэкономики, Минфин и др.) ряда новых и пересмотр существующих документов, упорядочивающих взаимоотношения в системе «инвестор-заказчик-подрядчик» (их названия условные):
Государственное регулирование выражает общегосударственные интересы и должно обеспечивать единство и целостность экономики. Это достигается путем разработки обязательного для всех субъектов законодательства и норм их взаимоотношений. Государственное регулирование экономических процессов осуществляется различными методами, которые можно разделить на две основные группы: прямого и косвенного воздействия. Помимо основных методов государственного регулирования прямого и косвенного воздействия, по нашему мнению, для минимизации рисков можно использовать следующие дополнительные методы государственного регулирования деятельности организаций строительного комплекса.
Таким образом, со стороны государства возможно эффективное осуществление регулирующего воздействия (с целью минимизации рисков организаций строительного комплекса) в форме прямых и косвенных методов. При этом основой функционирования строительного комплекса должна стать стабильная качественная нормативно-правовая база, учитывающая особенности экономических условий хозяйствования. Также государство может взять на себя роль координирующего центра инвестиционно-строительной деятельности путем совершенствования разработки комплексных целевых программ и организации департаментов-заказчиков. Резюмируя сказанное, выделим основные рекомендации по совершенствованию государственного регулирования строительной отрасли и сектора недвижимости:
Список использованной литературы:
|