Чернышева С. В., Королева В. Е.
Автомобильно-дорожный
институт ГВУЗ ДонНТУ, г. Горловка
Интернет-магазин как способ реализации электронной коммерции
В реализации электронной коммерции все большую популярность приобретает
сфера Интернет-маркетинга и Интернет-торговли, известная всем под общим названием
«Интернет-магазин». Интернет-магазин – это не просто веб-сайт, заполненный
картинками и прейскурантами, – это целая система, охватывающая веб-программирование,
маркетинг, логистику и имеющая юридическую силу.
Теме Интернет-магазинов уделено много внимания как со
стороны Интернет-агентств (компаний, предлагающих информационные услуги в
сети), так и со стороны научно-исследовательской сферы О. Ванин, Н. Семенов, Н.
Голоскубова, Я. Клиженко и другие. Целью статьи является раскрытие принципов
деятельности Интернет-магазинов в аспектах экономики, статистики, психологии,
социологии и безопасности в целом.
Как и в любом другом виде электронной коммерции, в
деятельности Интернет-магазина участвуют две стороны – бизнес-лицо (компания) и
клиент (покупатель). Рассмотрим действия сторон в организации
Интернет-магазина.
Компания, решившая расширить свои торговые возможности с
помощью сети Интернет, регистрирует доменное имя и размещает на сервере веб-сайт.
Для успешной маркетинговой деятельности при организации Интернет-торговли уважающая
себя компания старается придерживаться следующих принципов:
-
привлекательный и удобный интерфейс – по опросам социологов
посетители, которым не понравилось оформление или навигация по сайту Интернет-магазина,
покидают его практически навсегда, и их трудно «заманить» на этот же сайт в
дальнейшем;
-
информативность – предоставление подробной и обширной
информации должно касаться не только товаров, стоящих на «витринах»
Интернет-магазина (наименование, цена, производитель, внешний вид), но также
способов оплаты и доставки, гарантий (реальные реквизиты, возможные партнеры,
отзывы клиентов), и пр. Также должны быть указаны территориальные возможности
доставки (по городу, области, стране, зарубежью) и способы ее осуществления
(курьерские службы к двери покупателя, самостоятельное получение товара на
складе);
-
автоматизация учета заказов и движения товара – определяет
эффективность логистической системы Интернет-магазина. С ее помощью менеджер и
покупатель получают информацию о наличии товара на складе, в какие сроки товар
может быть доставлен заказчику, стоимость заказа и доставки;
-
разнообразие способов оплаты – в последние годы развития
электронной коммерции многие клиенты отдают предпочтение электронным платежам,
в частности таких платежных систем, как WebMoney и Яндекс.Деньги. Реализация различных способов оплаты
(электронные деньги, оплата курьеру, оплата в кассе представительства
курьерской службы, почтовый наложенный платеж, банковский платеж, безналичный
расчет для юридических лиц и др.) позволяет расширить сегмент своего рынка;
-
надежность доставки – сотрудничество с известными и
курьерскими службами, имеющими хорошую репутацию, является дополнительной
гарантией качественного обслуживания и привлечения новых покупателей. Некоторые
компании имеют собственную курьерскую службу.
Таким образом, веб-сайт Интернет-магазина – это лицо
компании.
В то же время Интернет-магазин становится объектом
электронной коммерции только тогда, когда с ним взаимодействует клиент. Работа
клиента с Интернет-магазином может быть представлена следующим образом.
-
Желающий приобрести товар или услугу покупатель через
компьютер заходит на сайт Интернет-магазина и выбирает товар. Товар в
Интернет-магазине может иметь как материальную форму (одежда, компьютерная и
бытовая техника и т.д), так и информационную природу – цифровой товар (файлы,
тексты). Кроме товаров, Интернет-магазин может предоставлять услуги
(информационные, финансовые, кадровые, заказ билетов или бронирование номеров в
гостиницах).
-
Знакомится с информацией и выбирает способ оплаты и доставки,
заполняет бланк заказа, в котором указывает свои личные данные (ФИО, номер
телефона, адрес электронной почты или другие контактные сведения).
-
В случае необходимости предоплаты покупатель заполняет
определенную форму счета, производит платеж и сообщает реквизиты квитанции (в
случае банковского платежа). Предоплата в современных Интернет-магазинах
осуществляется скорее в целях собственной безопасности, например при отправке
дорогостоящих товаров в отдаленные населенные пункты сторонними курьерскими
службами. Однако, этим подходом пользуются мошенники, требуя предоплату в
качестве страховки от риска.
-
По указанным в анкете данным (в основном, по номеру телефона) менеджер
Интернет-магазина связывается с покупателем: уточняет заказ и сообщает клиенту
данные, необходимые при заборе товара. Такими данными являются: список
документов, которые нужно иметь при себе, полная сумма заказа, включая
доставку, код к предъявлению (например, номер накладной – может высылаться в
СМС сообщении), адрес доставки товара.
-
Далее клиент
взаимодействует со службой доставки – получает товар по месту его доставки.
Электронная коммерция дает много новых возможностей, однако
при покупках и продажах через Интернет следует уделить внимание безопасности,
чтобы не стать жертвой мошенников, прочно обосновавшихся на рынке
Интернет-торговли. Основным недостатком любого Интернет-магазина является его
виртуальная сущность, то есть покупатель не видит реального продавца и товар
руками потрогать не может. Следовательно, весь риск за услуги конкретного
Интернет-магазина он берет на себя. Законодательная база не совершенна, поэтому
каждому потенциальному покупателю нужно помнить такие меры предосторожности:
-
особое внимание при покупке товаров следует уделять полноте
информации о продавце: адрес юридический и фактический, полное наименование,
номер телефона и/или факса (желательно стационарного, а не мобильного телефона,
поскольку по нему легче определить местонахождение Интернет-магазина) [2];
-
изучение рейтинга Интернет-магазина на рынке электронной
торговли – отзывы покупателей имеют весомое значение на принятие правильного
решения;
-
желательно подготовиться к покупке заранее – изучить
характерные признаки товара, не упуская из вида цену (она не должна быть
слишком занижена), сравнить характеристики с информацией на сайтах других
Интернет-магазинов;
-
пользоваться услугами проверенных Интернет-магазинов.
Итак, Интернет-магазин, как способ реализации электронной
коммерции, становится все более популярным, обеспечивая покупателей удобным
обслуживанием. При этом необходимо соблюдать простые меры безопасности, чтобы
не стать жертвой Интернет-мошенников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Н. Голоскубова, Я. Клиженко Интернет-магазин: организация,
налогообложение, учет / Ред. Я. Кавторева. – Х.: Фактор, 2009. – 128 с.
-
О. Ванин На что следует обращать внимание
покупателям Интернет-магазинов.
– [Электронный ресурс]. – Точка доступа:
[сылка более недоступна}
|