Каталог статей

Билалова Л.Р.
Сибайский институт (филиал) БашГУ

Оценка уровня конкурентоспособности предприятия

В современной рыночной экономике международная экономическая деятельность субъектов хозяйствования создает условия для их эффективного функционирования

В условиях развития бизнеса стимулирование сбыта продукции играет важную роль в успешной деятельности любого предприятия. Рост конкуренции позволяет предприятиям - изготовителям использовать различные формы стимулирования сбыта продукции по отношению к потребителям и посредникам. Известно что, объективным фактором возрастания роли стимулирования является реклама, направленная на снижение растущих издержек по реализации массовой информации. Значительное число предприятий использует стимулирование сбыта, как средство, для эффективного поддержания рекламной кампании.

В России проявляется тенденция к обострению конкуренции между предприятиями, которые подвергаются за конкурентные преимущества. Предприятиями не проводится целенаправленная работа по анализу конкурентов, отсутствует систематизированные представления о их конкурентоспособности.

В теории под конкуренцией понимается конфликт между хозяйствующими субъектами по поводу достижения пересекающихся целей. Конкуренция эффективно реализуется у тех предприятий, которые претендуют на обладание одними и теми же ресурсами или на использование одних и тех же рыночных возможностей.

Конкурентоспособность предприятия рассматривается как способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов. Мерилом конкурентоспособности предприятия является «соотношение сил» между конкурентным предприятием и его основными конкурентами на рынке. В теории менеджмента к основным конкурентам относятся предприятия, близкие по характеристикам и стратегическому поведению, которые образуют так называемую «стратегическую группу».

Цели предприятия, как правило, имеют временную привязку, поэтому его конкурентоспособность определяется способностью вести успешную деятельность в условиях конкуренции в течение определенного времени.

Ошибки в конкурентной борьбе обусловлены сложностью самого явления как конкуренция, не осознанной менеджментом российских предприятий. Необходима структуризация соответствующих понятий и выявления их взаимосвязи.

Динамически характер конкурентоспособности определяет ее постоянную недостаточность. Недостаточность конкурентоспособности следует рассматривать как один из основных побуждающих моментов, выраженных в стратегических, и оперативных решениях. Любые преимущества могут быть использованы конкурентами. Единственным и устойчивым конкурентным преимуществом является постоянное динамичное движение за использование постоянных введений инноваций во всех сферах деятельности. Эффективное использование конкурентных преимуществ возможно при условии согласования с общей стратегией предприятия. Становление любого конкретного преимущества требует определенных затрат, учтенных в планах всех уровней власти и управления.

Основной подход к определению конкурентоспособности предприятия предполагает, что его предложение конкурентоспособно, если на отдельном потребительском сегменте имеются товары лучшего потребительского качества, чем у товаров-аналогов. Таким образом, конкурентоспособность – это комплексная многоаспектная характеристика товара, определяющая его преимущество по сравнению с аналогичными товарами – конкурентами, для обеспечения реализации в определенный момент времени на конкретном рынке. Оценка уровня конкурентоспособности предприятия, обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, учитываемые покупателями в соответствии с их необходимостью для удовлетворения потребностей. Не менее важной является оценка расчетной и потенциальной конкурентоспособности. При чем последняя является основой формирования ценовой политики.

Необходимость оценки и повышения конкурентоспособности предприятия зависит, прежде всего, от масштаба и характера решаемой проблемы, а также от уровня управления. Так, оценка и постоянная работа по повышению конкурентоспособности являются частью должностных обязанностей начальников отделов сбыта, и маркетинга, менеджеров.

Таким образом, оценка уровня конкурентоспособности предприятия зависит от уровня конкурентоспособности товара, причем рост конкурентоспособности предприятия является основным фактором стабильного развития экономики страны.

Литература:

  1. Багиева Г.Л. Маркетинг: Учебник для вузов - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Изд - во «Экономика»», 2001. - 718с.
  2. Грузинов В.П, Грибов В.Д. Экономика предприятия - М.: Финансы и статистика, 1997.
  3. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Алексунеина. - 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2002. - 614 с.