Каталог статей

Чернышева С. В., Еготинцева Е. М.. Васина Е.В.

Автомобильно-дорожный институт ДонНТУ, г. Горловка

Электронная торговля и перспективы ее развития

На сегодняшний день глобальная сеть Internet сделала электронную коммерцию доступной для фирм любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была по плечу лишь крупным компаниям, то использование Internet позволяет сегодня вступить в ряды «электронных торговцев» и небольшим фирмам. Электронная витрина в World Wide Web, сокращенно, WWW дает любой компании возможность привлекать клиентов со всего мира. Подобный on-line бизнес формирует новый канал для сбыта – «виртуальный», почти не требующий материальных вложений. Если информация, услуги или продукция могут быть поставлены через Web, то весь процесс продажи (включая оплату) может происходить в on-line режиме.

В связи с этим целью работы является определение основных принципов использования интернета в торговой деятельности предприятий и выяснения перспектив развития этой деятельности.

Острота затронутых вопросов обуславливает повышенный интерес к ним со стороны авторитетных зарубежных и отечественных ученых-экономистов, среди которых: Гуров В.В., Соломатин Е., Субботин С., Балабанов И.Т. и др. Электронная коммерция - такая форма поставки продукции, при которой выбор и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты между покупателем и поставщиком осуществляются с использованием электронных документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей товаров (или услуг) могут выступать как частные лица, так и организации.

На сегодняшний день доминирующим платежным средством при on-line покупках являются кредитные карточки. Однако на сцену выходят и новые платежные инструменты: смарт-карты, цифровые деньги, микроплатежи и электронные чеки.

Электронная коммерция включает в себя не только on-line транзакции. В область, охватываемую этим понятием, необходимо включить и такие виды деятельности, как проведение маркетинговых исследований, определение возможностей и партнеров, поддержка связей с поставщиками и потребителями, организация документооборота и пр. Таким образом, электронная коммерция является комплексным понятием и включает в себя электронный обмен данными как одну из составляющих.

Если на начальном этапе своего развития Интернет служил лишь для общения и распространения некоммерческой информации, сегодня уже очевидно, что сетевые технологии могут успешно использоваться и в коммерческих целях. К настоящему моменту около 40% всех Интернет-пользователей совершили хотя бы одну покупку в онлайновых магазинах. В 2003 году объем розничных продаж в Сети составил около 50-60 млрд. долл. Сейчас наибольший прирост имеет категория сайтов розничной продажи в Интернет (52% за полгода). Увеличивается также доля пользователей, посещающих эти сайты (в первой половине 2004 года - 51%, во второй - 61%).

Прогнозы различных компаний на 2010-2011 годы, несмотря на заметные расхождения, указывают на мощные темпы роста электронной коммерции (от 70% до 160% в год). Годовой объем продаж в сети к тому времени обещает достигнуть 1,5 - 7 трлн. долл. Таким образом, доля электронного сектора в экономике может составить 5 - 10%. Вероятно, около половины этого объема сделок будет заключаться в США, а вторым по величине станет азиатский рынок. С небольшим отрывом за ним будет следовать европейская электронная коммерция, главным образом Германия, Англия и Франция. На порядок меньшим останется пока объем южноамериканского, африканского и ближневосточного рынков. Особенно быстрые темпы развития прогнозируются в корпоративном секторе, который к 2011 году будет давать более 90% всех электронных доходов. Объем продаж потребительских товаров в Сети через 5 лет может достигнуть 800-900 млрд долл.

Недавно министрами экономики стран ЕС был одобрен проект соглашения «О юридических аспектах электронной коммерции». Согласно этому документу, электронный контракт имеет полноценную юридическую силу. Кроме того, достигнуты договоренности между странами ЕС о взаимном признании электронных контрактов. Одобрение данного проекта является мощным стимулом для развития европейского электронного рынка. Наиболее перспективными отраслями для корпоративной электронной торговли в Европе считаются автомобильная промышленность, транспорт и электроника.

Довольно существенны доходы электронной коммерции на азиатском рынке. В 2004 году розничная электронная торговля здесь принесла около 3 млрд. долл., причем 94% доходов приходятся на 2 наиболее развитые страны: Японию (более 1,5 млрд. долл.) и Корею (720 млн. долл.). К этой группе можно отнести Австралию (около 380 млн. долл).

Таким образом, существует тенденция к дальнейшему увеличению объема применения приемов электронной коммерции разнообразными фирмами в своей деятельности, причем немалый процент составляет различные Internet-технологии. Сетевые технологии Internet еще далеки от совершенства, чтобы обеспечить надежную защиту для коммерческой деятельности в Internet. Кроме пробела в сетевых технологиях, существует правовой пробел.

Список использованных источников

  1. В.В.Гуров «Интернет для бизнеса», М.: ООО «Электронинформ», 1997 г.
  2. Соломатин Е. Internet-трейдинг: тенденции, концепции, технологии/ Computerworld, 2000, № 8.
  3. Субботин С. Интернет-коммерция – «за» и «против»/ «Рынок ценных бумаг», 2000, № 7.
  4. Балабанов И.Т., Электронная коммерция, Учебное пособие для вузов, СПб, 2001, С.191.