Каталог статей

Семёнова А.С.

Донецкий Национальный Университет, Украина

Моделирование потоков денежных средств компании

Понятие, сфера применения и цель финансового моделирования. Финансовое моделирование является, как правило, неотъемлемой частью и необходимым инструментом любого серьезного финансового и инвестиционного решения, так как позволяет увидеть возможные варианты экономического эффекта, созданного решением, в будущем, оценить риски, проанализировать различные варианты финансовой и инвестиционной политики и, в конечном счете, выработать оптимальную политику, направленную на систематическое создание стоимости для акционеров.

Финансовая модель предполагает прогноз основных финансовых отчетных форм на базе входных данных (inputs), т.е. оценок, предпосылок, ожиданий, планов относительно внешней и внутренней среды фирмы. К внешним факторам относятся: ограничения рынков капитала, сырья, труда и продукции, государственное регулирование, технологические рамки. К внутренним факторам моделирования относится стратегия компании в области операционной, инвестиционной и финансовой политики, выраженная в целевых параметрах деятельности (структура капитала, норма дивидендных выплат, условия предоставления кредита покупателям, покупка или лизинг оборудования и т.д.).

Цель построения финансовой модели – получение прогноза финансовых отчетных форм компании, на основе которых могут быть рассчитаны различные прогнозные показатели ее деятельности и, самое главное, прогнозные свободные денежные потоки.

Таблица 1

Сферы применения финансового моделирования

Сфера применения

Цель моделирования

Фонды инвестиций в частные компании и венчурные проекты

Оценка привлекательности бизнес-

проектов и компаний для покупки

Внутренние инвестиционные

департаменты промышленных компаний

Анализ инвестиционных проектов,

составление и контроль выполнения

бизнес-планов

Инвестиционные банки и компании,

M&A advisory, финансовый консалтинг (привлечение финансирования)

Оценка справедливой стоимости

различных финансовых инструментов

  • Аналитики департамента исследований
  • Аналитики отделов инвестиционно-

    банковских услуг и M&A

  • Рейтинговые агентства

    Анализ кредитных рисков

    Коммерческие банки

    Оценка кредитного риска, расчет схем

    погашения кредита, проектного

    финансирования

    Компании по оценке бизнеса

    Независимая оценка активов, капитала

    компании или доли бизнеса,

    финансовых инструментов компании

    Базовые моделируемые группы. Основные отчетные формы – баланс, отчет о прибылях и убытках – при прогнозировании упрощаются: объединяются в концептуальные группы (рис.1).

    Активы

    • Наличность (С) -Дебиторская задолженность(A/R)
    • Запасы (INV)
    • Прочие текущие активы (OCA)
    • Долгосрочные активы (остаточная стоимость) (PP&E)
    • Прочие долгосрочные активы (OFA)
    Пассивы
    • Кредиторская задолженность (A/P)
    • Прочие текущие обязательства (OCL)
    • Краткосрочные кредиты (STL)
    • Долгосрочные кредиты (LTL)
    • Прочие долгосрочные обязательства (OLTL)
    • Внесенный капитал (CS)
    • Накопленная нераспределенная прибыль (ARE)
    Отчет о прибылях и убытках
    • Выручка/продажи (S)
    • Себестоимость (COGS/COS)
    • Амортизация (D)
    • Валовая прибыль (GP)
    • Накладные расходы (SG&A)
    • Операц. прибыль (EBIT)
    • Процентные расходы (INT)
    • Прибыль до налогов (EBT)
    • Чистая прибыль (NI)
    • Дивиденды (DIV)

    Рис. 1. Базовые группы статей для моделирования

    Прогноз отчета о прибылях и убытках: продажи. Прогноз отчета о прибылях и убытках начинается с прогноза продаж компании. Продажи могут выражаться в натуральном и денежном выражении (количество единиц, умноженных на цену). Продажи – это факт совпадения спроса и предложения в будущем, и для того, чтобы спрогнозировать это совпадение, необходим экономический анализ спроса и предложения. Здесь можно разделить анализ в зависимости от стадии развития рынка. Но в любом случае на текущий момент имеется статическая величина – сколько продано и куплено. Для оценки же динамики в будущем, необходимо определить потенциал спроса. Дополнительный спрос порождает рыночные возможности (market opportunities), которые можно удовлетворить за счет инвестирования и расширения предложения на открывающемся или растущем рынке, и создавать стоимость для акционеров за счет инвестирования в рост. На падающем рынке все наоборот – снижающийся спрос, дезинвестиции и создание стоимости для акционеров за счет дезинвестиций.

    Будущие продажи и спрос на продукцию компании можно оценивать различными методами, которые будут зависеть от жизненного цикла отрасли, продукта и насыщения рынка компании. Прогноз разделяется на две составляющие – оценка будущего спроса в натуральных показателях (тонны, унции, кубические, квадратные и обычные метры, километры, штуки, количество/поток клиентов, и т.д. — в зависимости от типа продукции); и прогноз ценовой динамики (цена продукта, средний счет, ARPU и т.д.). Прогноз также может строиться по отдельным продуктам, товарным группам или агрегированным показателям (например, кубический метр деловой древесины, объединяющей в себе различные сортименты).

    Рост отраслевых продаж в первую очередь порождается ростом спроса (сдвиг кривой спроса вправо на рис. 2). Рост спроса зависит от текущего уровня потребления, предпочтений потребителей, доходов потребителей отрасли (покупательной способности) и конкуренции со стороны отраслей, оттягивающих спрос из рассматриваемой отрасли. В данном вопросе важно четко определять рассматриваемую отрасль. Например, отрасль молочных продуктов может подразделяться на множество подотраслей, производящих молоко, кефир, йогурты, масло, сыры, и т.д., все продукты в той или иной степени можно рассматривать как взаимозаменяемые. В то же время отрасль молока может конкурировать с отраслью питьевых йогуртов, а также отраслью прохладительных напитков. В рамках транспортной отрасли существуют подотрасли — речного, морского, железнодорожного, авто- и авиатранспорта, – которые конкурируют за удовлетворение спроса на транспорт. Отрасли и рынки находятся в постоянном развитии и взаимодействии, появляются новые продукты, поэтому для прогноза спроса требуется четкое понимание рынка и отрасли в разрезе продукта, технологии, географии и целевой клиентской аудитории.

    На возросшей кривой спроса в процессе конкуренции нащупывается равновесие путем пересечения новой кривой предложения отрасли и новой кривой спроса. Таким образом, на объем продаж (точку равновесия) будет влиять и рост предложения (см. сдвиг кривой предложение вправо на рис. 2), который зависит от технологии (кривая предложения, как известно, представляет собой кривую предельных издержек фирм) и стратегий конкурентов (поведение фирм в отрасли в отношении объема инвестиций в расширение и прирост мощностей, структура затрат, бизнес-модели).

    В процессе анализа вышеперечисленных факторов и строится прогноз продаж и цен на конкретном рынке. Затем на основе анализа конкурентной позиции компании, ее стратегии и стратегий конкурентов можно оценить долю компании на расширившемся рынке и получить прогноз ее продаж.

    На практике наиболее распространены следующие методы прогнозирования продаж.

    Прогноз на основе исторических данных предполагает, что предыдущий рост стабилизировался и будет сохраняться в обозримом будущем (на период прогнозирования). Такая ситуация характерна для отраслей и рынков, находящихся в стадии роста или постепенного насыщения. Прогноз также может строиться как простая регрессия во времени или же на основе среднего процента роста продаж за определенный период (CAGR, Cumulative Average Growth Rate, т.е. средняя геометрическая роста продаж за какой-то продолжительный исторический период). Такой подход наиболее прост в применении, но требует состоявшегося рынка и довольно продолжительной и информативной истории.

    Приближенный расчет для зарождающегося или бурно растущего рынка (rule of thumb) на основе опыта других рынков/стран и оценок экспертов.

    Прогноз на основе оценки емкости рынка и норм потребления на развитых рынках и истории роста на зарубежных рынках. Если предположить, что предпочтения и конкуренция альтернативных отраслей в стране с развивающимся рынком аналогичны странам с развитым рынком и стабилизировавшимся спросом, то можно оценить емкость рынка на основе потребления на душу населения или на душу целевой клиентуры в натуральных показателях.

    Рис. 2. Факторы спроса и предложения определяют прогноз продаж

    Каждая статья может моделироваться различными методами и согласно различным подходам. Например, основные средства могут моделироваться на основе процента исторического роста, регрессии, процента от активов, процента от продаж в денежном или натуральном выражении, как на чистой, так и валовой основе (т.е. по остаточной либо первоначальной стоимости), а также непосредственно в зависимости от плана инвестиционных вложений. Представляется актуальным изучение данного вопросы в разрезе использования различных методов в различных отраслях.

    Интересен вопрос моделирования различных затрат – постоянных, переменных, денежных, неденежных. Также актуальна проблематика моделирования отложенных налогов и обязательств, текущих налогов.

    Важно рассмотреть различные подходы к моделированию нематериальных активов и их амортизации, капитализации части расходов (НИОКР, проценты), вопросы моделирования проектов на основе процента выполненных работ.

    Список источников

    1. Богатырова Е.И. Составление и консолидация отчета о движении денежных средств // Бухгалтерский учет. – 2009. - № 5. – с.7-14.Камышанов П.И.,
    2. Kamishanov А.P. Accounting (financial) statements: compilation and analysis. –Omega - L, 2010. – 232 p.
    3. Jay B. Abrams. Quantitative Business Valuation: A Mathematical Approach for Today’s Professional. McGraw-Hill, 2010.