Каталог статей

Д.э.н. Сембиева Л.М.

Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, Казахстан

Проблемы обеспечения доступности образования для населения Республики Казахстан

Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира. Задача вхождения Республики Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена в том случае, если у страны будут высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике.

Государственная образовательная накопительная система (ГОНС) направлена на предоставление возможности каждому гражданину Казахстана планомерно накапливать денежные средства для оплаты обучения ребенка в ВУЗах и колледжах страны в будущем.

До 1999 года техническое и профессиональное, а также высшее образование предоставлялось гражданам РК бесплатно за счет средств государственного бюджета. Начиная с 1999 года, обучение в высших учебных заведениях и организациях технического и профессионального образования республики стало платным.

Важным элементом системы государственного финансирования высшего образования является государственный образовательный заказ. Система размещения государственного образовательного заказа начала функционировать в Казахстане с 1999 года.

С целью обеспечения доступности высшего образования, с 1999 года была начата практика выдачи государственных образовательных кредитов, но уже в 2005г. она была отменена. Следует отметить, что студенты, обучавшиеся по государственным образовательным кредитам, с 1 сентября 2005 года переведены на обучение по государственным образовательным грантам, при этом сохранены обязательства студентов перед государством в пределах сумм кредитов, выданных до начала 2005-2006 учебного года.

В настоящее время в Казахстане действуют 2 формы государственной поддержки студентов для получения высшего, технического и профессионального образования:

  • предоставление государственных образовательных грантов на конкурсной основе в соответствии с государственным образовательным заказом,
  • предоставление государственных гарантий по выданным коммерческими банками образовательным кредитам на оплату обучения.

Если говорить о высшем образовании, то в 2010-2011 учебном году обучением было охвачено 620,4 тысяч студентов, из них 50% обучались в государственных ВУЗах, 48% и 2%, соответственно, в частных ВУЗах и собственности других государств. Из 620,4 тыс. студентов 53% обучалось на дневном отделении, 46% и 1% на заочном и вечернем отделениях, соответственно (таблица 1)

Таблица 1. Количество студентов в ВУЗах Казахстана

1999/00

2005/06

2010/11

Количество студентов (всего обучается), чел

365 385

775 762

620 442

из них:

на дневной форме обучения, чел

226185

378101

329408

вечерняя форма обучения, чел

2780

2417

5723

заочная форма обучения, чел

136420

395244

285311

Источник: Агентство РК по статистике [1].

Темп роста количества студентов в 2010 году по сравнению с 1999 годом составил 169,8%, что свидетельствует о значимости статуса высшего образования.

За последние десять лет доля студентов, обучающихся за счет бюджетных средств, в общем количестве студентов снизилась с 56% в 2000 году до 21 % в 2010 году. В тоже время возросла доля студентов, обучающихся на платной основе. Если в 2000 году этот показатель составлял 44%, то 2010 году - 77,4%.

Таблица 2. Расходы республиканского бюджета на образовательные гранты на высшее образование

Финансирование из РБ на обучение по грантам (студенты), млн. тенге

Выплаченные стипендии, млн. тенге

1999

162,74

79,6

2000

676,988

230,6

2001

1519,935

404,6

2002

3546,581

865,1

2003

4930,952

958,6

2004

7294,183

1304,5

2005

12061,534

3640,8

2006

17832,0

6619,5

2007

22094,2

6920,1

2008

22611,3

6568,9

2009

31742,6

13149,7

2010

38053,3

14459,1

Источник: данные МОН РК [2]

Техническим и профессиональным образованием в 2010-2011 учебном году обучением было охвачено 604,2 тысячи студентов, из них 57,8% обучалось в государственных ОТПО, а 42,2% в частных ОТПО (таблица 3).

Таблица 3. Количество студентов в ОТПО

1999/00

2005/06

2010/11

Количество студентов (всего обучается), чел

232 448

501 815

604 244

из них:

В государственных ОТПО, чел.

196 619

312 249

349 183

в % от общего кол-ва

84,6

62,2

57,8

Частных ОТПО, чел

35 829

189 566

255 061

в % от общего кол-ва

15,4

37,8

42,2

Источник: Агентство РК по статистике [1]

Темп роста количества студентов в 2010 году по сравнению с 1999 годом составил 259,9%, в том числе по государственным ОТПО – 177,6%, по частным – 711,9%. Растет доля студентов, обучающихся на платной основе. Если в 1999 году этот показатель составлял 23%, то в 2010 году – 61%.

Расходы государственного бюджета на техническое и профессиональное образование ниже, чем расходы на высшее и общее среднее образование. Они превышают лишь расходы на дошкольное образование. Доля расходов государственного бюджета на техническое и профессиональное образование в % от ВВП за период 1999-2010 годы практически не менялась и составила 0,24-0,21%, что значительно ниже, чем в других странах. Для сравнения, в Чешской Республике еще в 2003-2004 годах на техническое и профессиональное образование расходовали 0,97% от ВВП, в Польше – 0,56% от ВВП, в Словакии – 0,58% от ВВП.

Государство обеспечивает получение бесплатного высшего образования путем предоставления государственного образовательного гранта - целевой суммы денег, предоставляемой обучающемуся на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан.

Ежегодно постановлением Правительства РК утверждается государственный образовательный заказ на подготовку специалистов с высшим, послевузовским, техническим и профессиональным образованием. Объем госзаказа на подготовку кадров с высшим образованием ежегодно растет (если в 2000 году количество грантов составляло 21 970, то в 2011– 36 046). Государство регулирует число грантов на группы специальностей, поощряя поступление абитуриентов на специальности, которые считаются приоритетными для социально-экономического развития.

Стоимость гранта растет значительными темпами, если в 2000-2001 учебном году средняя стоимость гранта на одного студента составляла 62,4 тыс. тенге, то в 2010/2011 году – 600,8 тыс. тенге в национальных ВУЗах, 318,4 тыс. тенге – в других ВУЗах.

В настоящее время оплата обучения студентами и их семьями является превалирующей формой оплаты образовательных услуг в секторе высшего образования. Это обуславливает зависимость системы высшего образования от благоприятной социально-экономической ситуации в стране, когда большее количество людей может обучаться на программах высшего образования. В случае неблагоприятной социально-экономической ситуации, рынок высшего образования столкнется с избытком предложения, что повлечет за собой снижение количества игроков на рынке. Учитывая это, необходимо отметить, что важной мерой стабилизационного характера в данном случае должно стать создание механизмов государственной поддержки студентов и их семей, оплачивающих обучение самостоятельно.

На данный момент в Казахстане финансирование кредитования студентов передано банкам второго уровня. Государство, со своей стороны, гарантирует кредиты, выданные коммерческими банками, через АО «Финансовый центр» Министерства образования и науки РК. Основным предметом деятельности Финансового центра является выдача гарантийных обязательств по образовательным кредитам. Сами кредиты выдаются непосредственно банками второго уровня.

Из общего количества студентов, обучающихся на платной основе, на 1 февраля 2011 года, лишь 0,4% оплачивают свое обучение посредством кредитов, выданных под гарантию Финансового центра.

Таблица 4. Количество выданных гарантий по состоянию на 31 августа 2011 года

Наименование

Всего

Количество гарантий

Сумма, тенге

В. т.ч. образовательный кредит

В т.ч. льготный кредит

В т.ч. образовательный кредит

В т.ч. льготный кредит

Выдано образователь-ных кредитов под гарантию Финансового центра

4474

2339

2135

811 342 929

310 189 659

501 153 270

Источник: АО «Финансовый центр» МОН РК [2]

Таким образом, целью государственной образовательной накопительной системы, по поводу которой сегодня идет множество дискуссий, является предоставление доступного для граждан Казахстана инструмента накопления и финансирования образовательных услуг высших учебных заведений, организаций технического и профессионального, послесреднего образования в Республике Казахстан и за рубежом.

Литература:

  1. www.stat.kz
  2. www.edu.gov.kz