Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Д.э.н. Сембиева Л.М. Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева, Казахстан Проблемы обеспечения доступности образования для населения Республики КазахстанОбразование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира. Задача вхождения Республики Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена в том случае, если у страны будут высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике. Государственная образовательная накопительная система (ГОНС) направлена на предоставление возможности каждому гражданину Казахстана планомерно накапливать денежные средства для оплаты обучения ребенка в ВУЗах и колледжах страны в будущем. До 1999 года техническое и профессиональное, а также высшее образование предоставлялось гражданам РК бесплатно за счет средств государственного бюджета. Начиная с 1999 года, обучение в высших учебных заведениях и организациях технического и профессионального образования республики стало платным. Важным элементом системы государственного финансирования высшего образования является государственный образовательный заказ. Система размещения государственного образовательного заказа начала функционировать в Казахстане с 1999 года. С целью обеспечения доступности высшего образования, с 1999 года была начата практика выдачи государственных образовательных кредитов, но уже в 2005г. она была отменена. Следует отметить, что студенты, обучавшиеся по государственным образовательным кредитам, с 1 сентября 2005 года переведены на обучение по государственным образовательным грантам, при этом сохранены обязательства студентов перед государством в пределах сумм кредитов, выданных до начала 2005-2006 учебного года. В настоящее время в Казахстане действуют 2 формы государственной поддержки студентов для получения высшего, технического и профессионального образования:
Если говорить о высшем образовании, то в 2010-2011 учебном году обучением было охвачено 620,4 тысяч студентов, из них 50% обучались в государственных ВУЗах, 48% и 2%, соответственно, в частных ВУЗах и собственности других государств. Из 620,4 тыс. студентов 53% обучалось на дневном отделении, 46% и 1% на заочном и вечернем отделениях, соответственно (таблица 1) Таблица 1. Количество студентов в ВУЗах Казахстана
Источник: Агентство РК по статистике [1]. Темп роста количества студентов в 2010 году по сравнению с 1999 годом составил 169,8%, что свидетельствует о значимости статуса высшего образования. За последние десять лет доля студентов, обучающихся за счет бюджетных средств, в общем количестве студентов снизилась с 56% в 2000 году до 21 % в 2010 году. В тоже время возросла доля студентов, обучающихся на платной основе. Если в 2000 году этот показатель составлял 44%, то 2010 году - 77,4%. Таблица 2. Расходы республиканского бюджета на образовательные гранты на высшее образование
Источник: данные МОН РК [2]
Техническим и профессиональным образованием в 2010-2011 учебном году обучением было охвачено 604,2 тысячи студентов, из них 57,8% обучалось в государственных ОТПО, а 42,2% в частных ОТПО (таблица 3). Таблица 3. Количество студентов в ОТПО
Источник: Агентство РК по статистике [1]
Темп роста количества студентов в 2010 году по сравнению с 1999 годом составил 259,9%, в том числе по государственным ОТПО – 177,6%, по частным – 711,9%. Растет доля студентов, обучающихся на платной основе. Если в 1999 году этот показатель составлял 23%, то в 2010 году – 61%. Расходы государственного бюджета на техническое и профессиональное образование ниже, чем расходы на высшее и общее среднее образование. Они превышают лишь расходы на дошкольное образование. Доля расходов государственного бюджета на техническое и профессиональное образование в % от ВВП за период 1999-2010 годы практически не менялась и составила 0,24-0,21%, что значительно ниже, чем в других странах. Для сравнения, в Чешской Республике еще в 2003-2004 годах на техническое и профессиональное образование расходовали 0,97% от ВВП, в Польше – 0,56% от ВВП, в Словакии – 0,58% от ВВП. Государство обеспечивает получение бесплатного высшего образования путем предоставления государственного образовательного гранта - целевой суммы денег, предоставляемой обучающемуся на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан. Ежегодно постановлением Правительства РК утверждается государственный образовательный заказ на подготовку специалистов с высшим, послевузовским, техническим и профессиональным образованием. Объем госзаказа на подготовку кадров с высшим образованием ежегодно растет (если в 2000 году количество грантов составляло 21 970, то в 2011– 36 046). Государство регулирует число грантов на группы специальностей, поощряя поступление абитуриентов на специальности, которые считаются приоритетными для социально-экономического развития. Стоимость гранта растет значительными темпами, если в 2000-2001 учебном году средняя стоимость гранта на одного студента составляла 62,4 тыс. тенге, то в 2010/2011 году – 600,8 тыс. тенге в национальных ВУЗах, 318,4 тыс. тенге – в других ВУЗах. В настоящее время оплата обучения студентами и их семьями является превалирующей формой оплаты образовательных услуг в секторе высшего образования. Это обуславливает зависимость системы высшего образования от благоприятной социально-экономической ситуации в стране, когда большее количество людей может обучаться на программах высшего образования. В случае неблагоприятной социально-экономической ситуации, рынок высшего образования столкнется с избытком предложения, что повлечет за собой снижение количества игроков на рынке. Учитывая это, необходимо отметить, что важной мерой стабилизационного характера в данном случае должно стать создание механизмов государственной поддержки студентов и их семей, оплачивающих обучение самостоятельно. На данный момент в Казахстане финансирование кредитования студентов передано банкам второго уровня. Государство, со своей стороны, гарантирует кредиты, выданные коммерческими банками, через АО «Финансовый центр» Министерства образования и науки РК. Основным предметом деятельности Финансового центра является выдача гарантийных обязательств по образовательным кредитам. Сами кредиты выдаются непосредственно банками второго уровня. Из общего количества студентов, обучающихся на платной основе, на 1 февраля 2011 года, лишь 0,4% оплачивают свое обучение посредством кредитов, выданных под гарантию Финансового центра. Таблица 4. Количество выданных гарантий по состоянию на 31 августа 2011 года
Источник: АО «Финансовый центр» МОН РК [2]
Таким образом, целью государственной образовательной накопительной системы, по поводу которой сегодня идет множество дискуссий, является предоставление доступного для граждан Казахстана инструмента накопления и финансирования образовательных услуг высших учебных заведений, организаций технического и профессионального, послесреднего образования в Республике Казахстан и за рубежом.
Литература:
|