Каталог статей |
Клиновская Е.В.
Факторы, влияющие на величину прибыли пищевых предприятийПолучение прибыли – непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью оценивается эффективность ведения хозяйства, прибыль – главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих расходов, финансовых вкладов. Прибыль выполняет важнейшую, решающую роль в новом хозяйственном и финансовом механизме управления социально-экономическим развитием. Это – база финансовой стойкости и обеспечения доходов предприятий. Прибыль представляется источником формирования бюджетов, стимулом к возобновлению продукции, которая выпускается, расширения ассортимента. На изменение прибыли пищевых предприятий влияют две группы факторов: внешние и внутренние. Внутренние факторы изменения прибыли предприятия подразделяются на основные и неосновные [1]. Важнейшими в группе основных являются: валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям. К внешним факторам, влияющим на прибыль пищевых предприятий, относятся: социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия. Далее более подробно остановимся на внутренних, основных факторах, влияющих на величину прибыли как абсолютного показателя эффективности хозяйствования пищевого предприятия. Важнейшими факторами роста прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции. Основной источник денежных накоплений на пищевых предприятиях — доход предприятия от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель дохода от продажи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности пищевых предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции. А это значит, что производиться должна такая продукция, которая отвечает требованиям потребителей и пользуется спросом на рынке [2]. Заинтересованность пищевых предприятий в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема продажи этой продукции. Расходы на производство и продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов, а также внепроизводственных затрат. Состав и структура затрат зависят от характера и условий производства при той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов. Размер прибыли как конечного финансового результата работы пищевого предприятия зависит от не менее важной величины — объема валового дохода пищевого предприятия. Размер валового дохода предприятия и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уровня применяемых цен. Виды и уровень применяемых цен определяют в конечном счете объем валового дохода предприятия, а следовательно, прибыли. Амортизация основных фондов и нематериальных активов так же имеет влияние на величину прибыли. Амортизация рассматривается как расход, который должен быть внесен до расчета прибыли (убытков). Чтобы показать влияние амортизации, нужно понять следующее положение: амортизация уменьшает прибыль, она не уменьшает денежные потоки. Однако если прибыль определяет то, что может быть взято в виде дивидендов, то амортизация определяет те средства, которые должны быть оставлены в бизнесе. Это означает, что бизнес имеет средства для инвестирования самого себя, что может привести к росту постоянных активов, инвестиций или оборотного капитала. Конечно, амортизация подразумевает и потерю, которая уменьшает постоянные активы, но эта потеря не будет очевидной до тех пор, пока постоянные активы не износятся или морально не устареют [3]. Прибыль занимает ведущее место в обеспечение самофинансирования, развития производства и социальной среды предприятия. Поэтому анализ прибыли и факторов, влияющих на нее, является актуальным для предприятий. Важное задание каждого пищевого предприятия – получить больше прибыли при наименьших затратах. Для повышения прибыли пищевых предприятий необходимо: улучшить условия продаж (например, открытие фирменных торговых точек), изменить ассортимент производимой продукции, снизить валовые расходы на производство. Также, одним из способов увеличения прибыли пищевого предприятия может быть доход от продажи ценных бумаг, основных фондов, иного имущества предприятия. Для того, чтобы внутренние факторы, влияющие на величину прибыли, наименьшим образом приносили вред необходимо: не нарушать условия труда, повышать квалификацию рабочих, создавать благоприятные для них условия; регулировать цены, в зависимости от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями; улучшать состояние основных фондов, проводить техническое обновление для повышение продуктивности оборудования. Литература:
|