Каталог статей |
Русецкий Михаил Геннадьевич Ст. преподаватель кафедры маркетинга и менеджмента Ставропольского института кооперации (филиала) БУКЭП Исторические аспекты и тенденции развития рынка автотранспортного страхования в РФВ России идея страхования автомобильного транспорта родилась еще в 20-е годы прошлого века. Первые дискуссии о введении страхования автомобилей велись еще в 1924 году. Вместе с тем до середины 60-х годов экономической целесообразности в нем фактически не было, поскольку автомобиль для рядового советского гражданина был малодоступен в силу множества причин. Система страхования автотранспорта в СССР складывалась постепенно, и наиболее распространенной была форма добровольного страхования автомобильного транспорта. Автострахование как продукт в портфеле страховых компаний России появился в 1962 году. Первоначально, автострахование зародилось как сопутствующий бизнес, направленный на удовлетворение потребностей сотрудников иностранных посольств и представительств. Первый полис был выдан компанией «Ингосстрах» пастору посольства США, который застраховал приходской «Форд». Этот полис и явился точкой отсчета начала работы страховых компаний в России на рынке автострахования. Долгое время этот бизнес был корпоративным и оставался таким до начала 90-х годов. Страхование автомобилей в период формирования рыночных отношении не было востребованной страховой услугой, поскольку высокие темпы инфляции, резкое падение жизненного уровня населения, высокие тарифы на услуги, связанные со страхованием автомобильного транспорта, не позволяли большинству населения воспользоваться преимуществами страхования автомобильного транспорта. Новый этап в развитии отечественного страхования автомобильного транспорта начался в 2003 год с постепенным введением обязательности страхования автогражданской ответственности и принятия федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев». После этого события, на протяжении последних лет страховой рынок в России неуклонно растет, увеличиваются объемы собранных страховых премий и полученных выгодоприобретателями страховых выплат. При этом данный рост не равномерен в различных секторах страхования. Многие виды страхования в силу различных причин, таких как недостаток культуры страхования, использование в качестве налогосберегающих инструментов, незрелость экономической и правовой систем, показывают скачкообразную, а порой и отрицательную динамику развития. В практике российских страховых компаний традиционно предлагаются следующие виды добровольного страхования автотранспорта: страхование автомобиля как механического средства – АвтоКАСКО; страхование от несчастных случаев водителей и пассажиров, находящихся в салоне транспортного средства – автокомби; страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства за вред (ущерб), причиненный им третьим лицам – пешеходам, владельцам других автомобилей и др. На фоне сложившейся ситуации наибольшую стабильность, распространенность и позитивную динамику развития показывает рынок добровольного страхования наземного транспорта (рис. 1, 2). Как видно из приведенных диаграмм, на протяжении всего рассматриваемого периода объем полученных страховых премий по страхованию средств транспорта неуклонно растет при том, что объем премий по договорам страхования добровольной гражданской ответственности снижается. Это, прежде всего, связано с ведением закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев», т.к. часть премий, которые раньше уплачивались добровольно теперь перешли в категорию обязательных платежей по ОСАГО. В результате указанная динамика вполне закономерна. В основном на добровольном страховании настаивают банки при предоставлении автокредита на покупку автомобиля.
Рис. 1. Динамика полученной страховой премии и выплаченных убытков по АвтоКАСКО
Рис. 2. Динамика полученной страховой премии и выплаченных убытков по страхованию добровольной гражданской ответственности Темпы роста собранных страховых премий по страхованию средств наземного транспорта вот уже на протяжении нескольких лет превышают аналогичный показатель рынка добровольного имущественного страхования. Следствием данной ситуации явилось закономерное увеличение доли страховых премий, собранных страховщиками по страхованию средств наземного транспорта в портфеле добровольного имущественного страхования (рис. 3).
Рис. 3. Доля страховых премий по страхованию средств наземного транспорта в портфеле добровольного имущественного страхования
В значительной мере показанная динамика обусловлена значительным ростом страховых премий, собираемых страховщиками при страховании автотранспорта физическими лицами (АвтоКАСКО) (рис. 4).
Рис. 4. Доля страховых сборов по страхованию транспортных средств физических лиц в общей страховой премии по страхованию средств наземного транспорта При этом, говоря о страховых премиях уплаченных физическими лицами, следует отметить, что доля АвтоКАСКО в этих сборах традиционно занимает главенствующее положение, и такая ситуация проявляется все ярче с каждым годом (рис. 5).
Рис. 5. Доля АвтоКАСКО в страховых премиях, уплаченных физическими лицами Таким образом, АвтоКАСКО, изначально являясь локомотивом добровольного имущественного страхования в нашей стране, в последние годы окончательно закрепило за собой подавляющую долю данного сегмента. По мнению экспертов, рост страхования автотранспорта вызван такими факторами как:
Что касается стоимости автомобилей, страхуемых физическими лицами, то, по данным статистического наблюдения, средняя страховая сумма при страховании средств наземного автотранспорта увеличилась с 256 тыс. руб. в 2006 г. до 691 тыс. руб. в 2010 г. При этом средняя страховая премия, уплаченная физическими лицами при заключении такого договора, увеличилась с 14,8 тыс. руб. в 2006 г. до 37,3 тыс. руб. в 2010 г. Зависимость роста сборов по АвтоКАСКО от бума автокредитования также носит ярко выраженный характер. По оценкам экспертов объем рынка автокредитования в Российской Федерации вырос только с 2003 по 2010 годы в пять раз. Большое влияние на рост автокредитования в России оказывают как изменения в нормативном регулировании, так и активная политика банков в сфере выдачи кредитов на покупку автомобилей. Так в последние годы банки последовательно увеличивают сроки кредитования по данному виду кредитов (до 7 лет), снижают первоначальный взнос и требования к заемщику. По данным ведомственного государственного статистического наблюдения АвтоКАСКО в 2010 году осуществляло 460 страховых организаций. При этом большая часть из страховщиков, осуществлявших данный вид страхования, какого либо серьезного влияния на рынок не оказывало. Так 90% страховой премии было собрано 53 страховыми организациями; на долю ведущей двадцатки страховщиков пришлось 73% собранной страховой премии, тройкой лидеров (Ингосстрах, РЕСО-Гарантия и РОСНО) было собрано 28,8% страховых премий по страхованию средств наземного транспорта или 27,8 млрд. руб. На рисунке 6 показано распределение страховых организаций в зависимости от доли собранных страховых премий по автомобильному страхованию в их портфеле добровольного имущественного страхования. Для сравнения отдельно приведено распределение всех участников рынка, осуществлявших данный вид страхования и распределение двадцати крупнейших страховых организаций, лидирующих в данной сфере.
Рис. 6. Распределение страховщиков в зависимости от доли АвтоКАСКО в портфеле добровольного имущественного страхования
Как видно из данного распределения крупнейшие страховщики предпочитают иметь долю АвтоКАСКО в портфеле добровольного имущественного страхования от 30 до 60%. При этом многие эксперты отмечают, что страхование автотранспортных средств, в особенности приобретенных в кредит, в настоящее время малоприбыльно и считают слишком большую долю автомобильного страхования в портфеле излишне рискованной. Крупнейшие страховщики проводят анализ убыточности и сегментацию рынка с целью снижения убытков в данной сфере. Так, например, выделяют такие группы лиц, покупающих автомобили в кредит:
Данная категория страхователей считается наиболее «убыточной» для страховщиков. Экстремальные показатели (более 80% страховых премий приходится на страхование автотранспорта), либо наоборот игнорирование данного страхового продукта характерно чаще для небольших страховых организаций. В результате, на рынке автострахования, можно выделить несколько групп компаний. Первая группа - универсальные страховщики, традиционные лидеры рынка. Вторая группа - страховые компании, для которых автострахование является лишь одним из приоритетных видов. Темпы прироста показателей у них существенны, но основная ставка делается на стабильность и сбалансированность портфеля. Третья группа - компании, делающие основную ставку именно на автострахование. Благодаря агрессивной маркетинговой политике и ценовому демпингу, они добиваются в этом сегменте рынка впечатляющих успехов. В этой группе текучесть списка компаний очень велика. Зачастую в эту группу попадают страховые компании - "дочки" крупных корпораций, решивших выйти на открытый страховой рынок. Четвертая группа - компании работающие в определенных peгионах, чья известность ограничивается региональными рамками. Пятая группа - крупные страховщики специализирующиеся на других видах страхования и не делающие ставку на развитие страхования автотранспорта. Несмотря на небольшие объемы по этому виду страхования, компании из этой группы зачастую предлагают выгодные условия. Несмотря на то, что в целом рынок страхования автотранспорта растет ежегодно (так в 2010 г. прирост данного сегмента рынка составил 56%) темпы роста у различных страховщиков существенно отличаются. На рынке страхования транспортных средств значительное преимущество имеют крупные страховщики – все они в 2010 г. увеличили сборы в данном виде страхования, а четверть из них смогла эти сборы удвоить. Что касается более мелких страховщиков, то они либо постепенно сдают свои позиции в данном секторе (137 страховых организаций собрали в 2010 г. меньше премий в рассматриваемой сфере, чем в 2009 г.), либо имеют довольно скромные темпы роста. Исключение составляют страховщики только входящие на рынок страхования автотранспорта, либо резко изменяющие свой страховой портфель в сторону увеличения данного вида страхования. Распределение страховщиков, осуществляющих страхование транспортных средств в зависимости от коэффициента выплат представлено на рисунке 7.
Рис. 7. Распределение страховых организаций, осуществляющих АвтоКАСКО по коэффициенту выплат Можно отметить, что по данному показателю двадцатка лидеров в общем показала результаты аналогичные среднерыночным (если среднерыночный коэффициент выплат по данному виду страхования составил 47,3%, то у двадцатки крупнейших страховщиков – 48,2%), причем в большинстве случаев данный показатель находится между 30 и 70%. В настоящий момент страхование транспортных средств в России имеет все перспективы к дальнейшему росту: автопарк ежегодно увеличивается возрастающими темпами, автокредитование, постоянно совершенствуясь, стало по сути одним из самых дешевых способов получения заемных средств. При этом согласно исследованию, проведенному одной из ведущих страховых организаций, только чуть более 10% граждан используют страхование автотранспортных средств для защиты своих интересов. Кроме того, автострахование имеет большие перспективы развития в российских регионах, особенно в связи с распространением автокредитования.
Список литературы:
|