Каталог статей |
Скоробогатова
Т.Н.
Роль обучающего сервиса в повышении ценности потребления продукции и услугСовременная экономика отличается поворотом от конкуренции товаров к конкуренции сервиса. Но, если процесс оказания услуги можно отождествить с сервисом, то по отношению к продукции сервис рассматривается как обслуживание, привлекающее потребителей. Касательно физических лиц (населения) целесообразно выделить следующие виды сервиса:
Если соотнести данные виды сервиса по масштабу охвата потребителей, то в порядке убывания можно выстроить следующую цепочку: информирующий, доставляющий, восстанавливающий, налаживающий. По отношению к услугам реальны информирующий и доставляющий виды сервиса. Сущность последнего состоит в перемещении субъектов (исполнителей) услуг к месту их потребления. Традиционно считалось, что потребительная стоимость товара адекватна его меновой стоимости. В настоящее время данная теория пересматривается. Например, К. Гренроос на основе изучения работ многих ученых, в частности Т. Левитта, С.Л. Варго и Р.Ф. Луша, развивает концепцию, основанную на противопоставлении «ценности использования» и «ценности в обмене» [1, с. 2, 3]. Действительно, понятия «ценность для клиента» и «предложение ценности» и смешивать нельзя. Однако они не являются и антиподами. Первое из названных словосочетаний определяет потенциальную, а второе – реальную ценность. Причем такое положение относится как к продукции, так и к услуге. Но, если в продукции как в товаре уже заложена потенциальная ценность, то услуга представляет собой процесс ее образования. Формирование ценности отражает последовательность этапов потребления услуги: подготовка к потреблению, собственно потребление, использование эффекта потребления, оценка потребления, соотношение эффекта и затрат на услугу, определяющее ее эффективность. Несоответствие предлагаемой ценности продукции и ее реальной ценности для потребителя выдвигает на передний план обучающий сервис. Повышение его роли обусловлено увеличением количества технических средств, используемых населением, как-то: легковых автомобилей, компьютеров (ноутбуков), кинокамер, мобильных телефонов и т. п. Необходимость и состав элементов обучающего сервиса для каждого потребителя зависит от:
При исследовании влияния факторов надо, прежде всего, учитывать, носит ли обучающий сервис рекомендательный или обязательный характер. Примером обязательного сервиса послужит обучение вождению транспортного средства, рекомендательного – советы по приготовлению блюд с использованием определенных инградиентов. Различие между обязательным и рекомендательным сервисом касательно продукции могут отразить следующие слоуганы:
Такое же разделение возможно и относительно услуг, в частности тех из них, которые выполняются самостоятельно. В качестве обязательного сервиса здесь можно назвать обучение плаванию (не владеющий навыками человек утонет) или катанию на коньках (не владеющий навыками человек упадет). Некоторые виды сервиса могут играть роль и обязательного, и рекомендательного. В частности, овладение ораторским искусством остро необходимо для лиц, работающих с аудиторией, для остальных – желательно. То же касается и красивой походки, необходимой для «моделей» и в зависимости от специфики работы в той или иной мере потребной для людей других профессий. Более вероятно, что потребитель приобретет товар, когда ему будет предоставлена информация о возможности обучения его пользованию. Такую информацию должен предоставить соответствующий продавец-консультант. Известно, что издержки на товар не ограничиваются его стоимостью. Они включают расходы на поиск товара, его доставку, установку и т. д. Сюда же относятся затраты на обучающий сервис. При наличии информации о его стоимости потребителю становится легче выбрать тот или иной товар в соответствии с лимитом средств. Необходимость обучающего сервиса для потребителей разного рода товаров во многом зависит от их собственной характеристики, в частности настроя на новизну. Новаторы, легко переключающиеся на новые товары, стремятся приобрести знания, касающиеся их использования. Для ретроградов, не настроенных менять привычный уклад, необходимость обучения во многом выступает препятствием перехода к потреблению доселе неизвестных товаров. На потребности в обучающем сервисе среднестатистического потребителя, не желающего отстать от других, во многом влияют советы окружающих, реклама, указывающая на широкое применение данного товара и др. Обучающий сервис может быть реализован в виде специальных курсов, по окончании которых выдается соответствующий сертификат. В этом случае потребитель получает право стать потенциальным поставщиком идентичных услуг. Таким образом, использование новых товаров во многих случаях предполагает предварительное обучение, выступающее в виде обучающего сервиса. Его доступность и правильная организация являются весьма весомыми факторами при выборе товаров потребителями. Литература
|