Каталог статей |
Талакина Т.О., Канева
И.И.
Франчайзинг как нетрадиционная форма коммерческого кредитования: преимущества и недостаткиДля экономики Украины франчайзинг является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он завоевал позиции одной из наиболее успешных форм ведения бизнеса. По оценкам экспертов, более 40% всех продаж различных видов товаров в развитых странах осуществляется именно посредством франчайзинговых сетей [3]. В целом, франчайзинг, как составляющая экономики Украины, находится на начальном этапе развития. По данным Ассоциации франчайзинга Украины, в нашей стране на сегодняшний день функционирует более 100 франчайзинговых сетей (для сравнения: в США их количество составляет более 1500, во Франции - более 750, в Польше – около 140). И хотя успешные примеры использования франчайзинга в Украине остаются достаточно редкими, в последние несколько лет их количество начало постепенно увеличиваться [3]. Изучением теории франчайзинга занимаются такие иностранные ученые: Дельта Ж., Котлер Ф., Ламбен Ж., Мендельсон М., Шейн С., а также отечественные: Ковальчук Н.А., Широбокова Н.М., Шкромада В.В., Кошелям Е.Г., Ляшенко В.И. и др. Но несмотря на изучение данной темы зарубежными и отечественными учеными она остается недостаточно освещенной [4]. К основным проблемам франчайзинга в Украине относят: несовершенство нормативно-правовой базы, неосведомленность украинских предпринимателей с основными принципами ведения бизнеса на условиях франчайзинга, отсутствие подробной информации о франчайзинге как методе ведения бизнеса, отсутствие практики апробации бизнеса [4]. Цель работы: раскрыть сущность франчайзинга, определить его преимущества и недостатки, а также факторы, влияющие на развитие франчайзинга в Украине. Фактически, франчайзинг – форма отношений, способ организации бизнеса, при котором компания-владелец (франчайзер) передает физическому лицу или компании (франчайзи) право на продажу товаров (услуг) компании с учетом следующих требований:
В обмен на часть прибыли и независимость франчайзи получает достаточно известный товарный знак, проверенный временем метод ведения бизнеса и целый пакет технологий и ноу-хау. Франшиза – это полная бизнес-система, включая пособия по ведению работ, программное обеспечение и другие материалы, которую франчайзер передает франчайзи. Наличие франшизы позволяет последнему работать достаточно эффективно, даже при отсутствии предварительного опыта и знаний в соответствующей сфере бизнеса [1]. К основным преимуществам франчейзера относят:
К основным преимуществам франчайзи относят:
Однако, использование франчайзинга сопровождается рядом недостатков, поэтому не стоит считать данную технологию единственным решением всех бизнес-проблем. К основным недостаткам франзейзера относят:
К основным недостаткам франчайзи относят:
Для того чтобы обезопасить себя от возможных рисков, франчайзеры очень тщательно отбирают франчайзи, осуществляют детальный мониторинг всей франчайзинговой сети [2]. Таким образом, франчайзинг – это способ организации бизнеса, при котором франчайзер передает франчайзи право на продажу товаров и услуг компании с учетом определенных требований. Для покупателей франшизы решены многие организационные и маркетинговые вопросы, ведь франшиза – это программа, которая включает помощь в создании и развитии бизнеса, рекламу, марку, производственную и маркетинговую технологии и обучение персонала. По статистике, из всех вновь образованных фирм в мире 85% прекращает свою деятельность в течение первых пяти лет. А из тех, кто работает по франчайзинговой схеме – лишь 14%. Основное же преимущество сотрудничества для франчайзи заключается в том, что компания передает ему весь ассортимент продукции на эксклюзивной основе. По сути, роль франчайзи сводится к представительским функциям – они заключаются только в успешной продаже туристических услуг, все остальное выполняет компания самостоятельно. Однако, наряду с преимуществами, существует и ряд недостатков, которые существенно влияют на привлекательность и безопасность данного рода деятельности и востребованности его на территории экономически нестабильной Украины. Основным недостатком франчайзинга является отсутствие подробной информации о данном виде деятельности. Развитие франчайзинга в Украине сдерживается целым рядом факторов, основными из которых являются: несовершенство законодательной базы, отсутствие у отечественных предпринимателей опыта работы в рамках франчайзинга, недобросовестное отношение к выполнению договорных обязательств и чужой интеллектуальной собственности, низкий уровень развития банковского кредитования и так далее. Список литературы:
|