Каталог статей

Чернышева С. В., Здор В. И.

Автомобильно-дорожный институт ГУВЗ
«Донецкий национальный технический университет»

Электронная коммерция в Украине

В данной статье будет рассмотрено, какое место в украинском обществе занимает электронная коммерция. Также будут рассмотрены разрабатываемые законопроекты по электронной коммерции, их положительные и отрицательные моменты.

По данным различных исследовательских компаний, аудитория украинского Интернет-пространства составляет в среднем около 8,5 млн. человек. При этом около 29% пользователей регулярно делает покупки в Интернете. Однако эти цифры условны, т. к. в нашем законодательстве отсутствуют четкие определения электронной торговли, интернет-магазина, электронных денег и многие другие, без которых немыслима торговля в Интернете. Даже сами участники рынка не могут однозначно ответить, какие виды деятельности относятся к электронной коммерции.

В законе, который регулировал бы отношения участников рынка электронной коммерции, есть как внутренняя, так и внешняя потребность. Рынок успешно развивается, кроме того, принятие такого закона является необходимым шагом на пути Украины в ЕС.

В Украине данной проблемой занимались Яценко А. В., Мороко Ю. М., Корж В. Т., Каминский П. Д., Сиделев П., Бердюков А.

На данный момент существует два законопроекта об электронной коммерции (они мало отличаются между собой). Однако оба были отклонены Главным научно-экспертным управлением парламента.

Рассмотрим основные моменты законопроектов. Вводится понятие «электронной коммерции» (электронной торговли), которая определяется как «осуществление сторонами договора предусмотренных законодательством действий и операций при заключении договора и выполнении обязательств по продаже/поставке товаров в натуре и/или электронных товаров, выполнению работ и услуг и/или осуществлению действий, направленных на получение прибыли на основании выполнения электронных процедур».

Также даются определения таким терминам, как «оферта», «акцепт», «электронный договор», «электронные деньги» и другим. Законопроектом также определены принципы правового регулирования электронной коммерции, процедурные вопросы осуществления электронной коммерции, вопросы предоставления электронных документов в суде, как инструмента доказывания и пр.

При осуществлении операций электронной коммерции стороны должны будут заключить электронный договор. В частности, для обеспечения защиты прав потребителей в электронных магазинах проектами предлагается скреплять договор цифровой подписью со стороны продавца при заключении каждой сделки. Это, в свою очередь, позволит оспорить действия продавца в суде. Для учета электронных документов (договоров) документом планируется создать отдельную инстанцию, которая хранила бы электронные оферты и гарантировала бы легитимность совершаемых сделок.

Из отрицательных сторон можно выделить следующие моменты. Как отмечают некоторые разработчики, есть проблема, что организация, которая хранила бы электронные оферты, может стать монополистом.

При доставке курьер не является субъектом предпринимательской деятельности и не выписывает чек. Грубо говоря, он не имеет права брать от покупателя деньги. Неурегулированной сферой являются терминальные системы приема платежей.

Отдельную проблему представляет и то, как будут учитываться сделки по продаже электронного товара, электронным способом доставляемого, через электронный канал продаж (например, ПО, игры, другой цифровой контент). Ведь, по данным АУЭЛБУ, такие сделки составляют около 10% от всего объема электронных платежей.

Существуют проблемы синхронизации украинского законодательства с законодательством ЕС. К примеру, в ЕС все электронные транзакции освобождаются от уплаты НДС, а в украинском законодательстве это не предусмотрено, невзирая на форму заключения договора.

Таким образом, необходимо отметить, что для избежания правовых противоречий необходимо исправлять не только законопроекты об электронной коммерции, но и базовые законопроекты, регулирующие обычные торговые отношения (в украинской системе документооборота существует понятие печати, чего в международном законодательстве практически нигде не упоминается). Будет выполнена «оцифрация» кодексов, регулирующих торговлю.

Также необходимо создание крупных серверов, через которые осуществлялись бы электронные транзакции и контроль над ними. В связи с чем, резко встает вопрос защиты конфедициальной информации электронных сделок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна} 2049197-elektronnaya-kommertsiya-spory-vokrug-zakona.php
  2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}
  3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна} 2010/2/19/20996.php
  4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [сылка более недоступна}