Каталог статей

Хайруллина А.Б. , Тапаков Р.Р.
Сибайский институт (филиал) БашГУ,
Россия, республика Башкортостан г.Сибай

Привлечение заемных средств как фактор успешного функционирования предприятий

Развитие предприятия, технологии производства, обеспечение стабильного роста сбыта и снабжения производственными запасами являются результатом последовательного и эффективного осуществления мероприятий и проектов, требующих соответствующих расходов. В случае недостаточности денег для их реализации возникает проблема финансирования. Для предприятий сократить объем расходов невозможно, поскольку тогда они не смогут поддерживать уровень производства, обеспечивающий получение валового дохода. Еще сложнее воздействовать на увеличение денежных поступлений или их ускоренное получение, так как существуют определенные сроки получения денежных средств, при этом некоторые контрагенты могут оказаться неплатежеспособными. Перечисленные обстоятельства делают привлечение кредитов и займов единственно реальным способом обеспечения баланса денежных потоков.

Предприятие, использующее лишь собственный капитал, имеет максимальную финансовую устойчивость, но при этом ограничиваются темпы его развития, так как отказ от привлечения заемных средств в период благоприятной рыночной конъюнктуры, лишает предприятие дополнительного источника финансирования активов. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить хозяйственную деятельность предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых фондов, и в конечном счете – повысить рыночную стоимость предприятия.

Таким образом, эффективная финансовая деятельность предприятия требует постоянного привлечения заемного капитала с учетом минимального риска для предприятия, формирования оптимальных структурных пропорций капитала, позволяющих предприятию эффективно осуществлять хозяйственную деятельность и улучшить финансовые результаты.

Изучение этих подходов, на наш взгляд, представляется чрезвычайно важным, поскольку в условиях рыночной экономики успешность деятельности предприятия зависит не только от выбранной политики управления собственным производством и материальными ресурсами, но и в значительной степени от обоснованной стратегии управления ее финансовыми ресурсами и капиталом.

Политика привлечения заемных средств заключается в обеспечении предприятия наиболее эффективными формами и условиями привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями его развития. Предприятие привлекает заемный капитал через государственные структуры и частные финансово-кредитные институты, коммерческие банки, пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании. В последнее время появляются новые инструменты привлечения заемного капитала на финансовом рынке.

В сложившихся условиях от предприятий требуется тщательный выбор инструментов привлечения заемного капитала и их параметров.

С одной стороны, привлечение заемных средств – это фактор успешного функционирования предприятия,способствующий быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствующий о доверии кредиторов и обеспечивающий повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами, так как значительноепривлечение заемных средств уменьшает финансовую устойчивость предприятия, и наоборот, небольшой объем заемных средств не позволяет предприятию развиваться. Все это является свидетельством того , что предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий финансовый потенциал своего развития и возможности прироста финансовой рентабельности деятельности, однако в большей мере генерирует финансовый риск и угрозу банкротства.

Финансирование за счет заемного и привлеченного капитала выгодно для предприятия, так как его стоимость растет, снижается средняя взвешенная цена капитала предприятия и увеличивается его рентабельность. Это связано с тем, что прибыль, полученная от использования кредита, в размере, превышающем уплаченные проценты за его использование, принадлежит предприятию и, следовательно, увеличивает суммарную величину прибыли и повышает рентабельность собственных средств предприятия. Данное приращение рентабельности собственных средств, получаемое за счет использования кредита, несмотря на его платность, называют эффектом финансового рычага, который может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от соотношения заемных и собственных средств либо от величины процентной ставки по оплате за кредит. При увеличении ставки предприятие не получает эффект и происходит снижение рентабельности в результате использования кредита. Эффект может возникнуть только в том случае, если экономическая рентабельность превышает стоимость заемных средств.

Для оценки качества и эффективности заемных средств учитывают как количественные показатели, так и качественные факторы: стабильность динамики оборота - предприятие со стабильным оборотом может позволить себе относительно больший удельный вес заемных средств и более значительные постоянные расходы; структура активов - если предприятие располагает значительными активами общего назначения, способными служить обеспечением кредитов, то увеличение доли заемных средств в структуре пассива вполне оправдано; тяжесть налогообложения - чем выше налоги, тем сильнее предприятие ощущает недостаток средств и тем чаще оно вынуждено обращаться к кредиту и т.д.

При использовании заемных средств необходимо уделять внимание и динамике структуры источников используемых предприятием средств, и оценке коэффициентов ликвидности, оборачиваемости, финансовой устойчивости, характеризующих риск предприятия.

Таким образом, заемные средства являются фактором успешного функционирования предприятия, однако для того, чтобы механизм финансирования деятельности предприятия эффективно функционировал необходим тщательный анализ эффективности привлечения использования заемных средств. Эффективное управление заемными средствами в структуре капитала предприятия способно обеспечить дополнительные поступления в его деловой оборот, увеличить рентабельность процесса производства, повысить рыночную стоимость предприятия.

Список литературы:

  1. Экономический анализ: учеб./ Г.В. Савицкая, - М.: Новое знание, 2009 – 679c
  2. Ковалев К. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Зеркало, 2008. – 529 с.
  3. Экономика предприятия: Учебник. – 2-е изд. / Под ред. В.М. Семенова. М.: Центр экономики и маркетинга, 2009. – 312 с.
  4. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухгалтерский учет, 2008.- 230 с.