Каталог статей |
Д.э.н. Головинов
О.Н.
Проблемы развития украинского малого бизнесаУдел украинского малого бизнеса — торговля и сектор услуг. Небольшой производитель после вступления в ВТО постепенно исчезает как класс. Соответственно возникает актуальность рассмотрения данной темы. Целью данной работы является рассмотрение всех сложностей в развитии малого бизнеса и нахождение возможных путей усовершенствования сложившейся системы. Малый и средний бизнес в Украине трудно назвать драйвером экономики. К малому и среднему бизнесу можно причислить более 90% предприятий/компаний, зарегистрированных в Украине, но реальный вклад этих предприятий в ВВП — около 11%. [3, с.13] С развитием частного предпринимательства набирала обороты и бюрократическая машина. Пожарный надзор, СЭС, органы местного самоуправления и прочие ведомства обложили бизнес всевозможными разрешениями, которые необходимы для старта и развития собственного дела. Процедура оформления документации становилась все сложнее: по данным Международной финансовой корпорации (IFC), в 2008 году украинские предприятия в среднем тратили на получение всех разрешений более трех месяцев, в 2009-м — 4,5 месяца. Причем большая часть разрешительных документов — временные: их приходится переоформлять ежегодно. [1, с. 23] Сильная сторона малого бизнеса в Европе и США — ориентация на «нестандартных» потребителей: крупные корпорации работают на усредненного, унифицированного покупателя, малый бизнес заполняет пробелы, продавая продукцию и уcлуги, производство которых невыгодно большим игрокам рынков. В развитых странах процедуру проверок проходят только предприятия, входящие в группу риска — малая часть от общего числа субъектов, занятых в фармацевтике, химической промышленности, ядерных разработках и других потенциально опасных видах деятельности. В 2008 году украинский малый и средний бизнес перенес 1,4 млн проверок, которые стоили предпринимателям 500 млн грн (включая штрафы и неофициальные платежи контролирующим органам). По данным исследований международной организации, в Грузии, к примеру, государство регулярно проверяет менее трети всех фирм, в Беларуси — две трети. У нас же в 2008 году различным проверкам подверглось 95% предприятий — подобный режим существует только в Таджикистане. Любой произведенный в Украине товар, а также оборудование, задействованное в производстве, должны соответствовать украинским стандартам, многие из которых содержат требования, существовавшие еще при СССР. Чтобы выпускать нестандартный или даже просто новый товар, нужно оплатить труд инженеров, способных составить технические характеристики продукта, которые станут базой для создания нового стандарта. Такие расходы не под силу начинающему бизнесмену: украинские изобретатели и рационализаторы специализируются не на производстве, а на продаже собственных проектов или идей. [2, с. 33] Другая проблема украинского малого бизнеса — неумение и нежелание собственников выстраивать долгосрочную стратегию развития бизнеса. По данным наших исследований предпринимательской среды, в 2008 году только 5-6% предприятий имели планы по увеличению бизнеса на несколько лет вперед. Остальные на вопрос, не собираются ли они расширяться в течение ближайших пяти лет, отвечали: слишком долгий срок для планирования. [4, с. 50] Таким образом, чуть ли не единственное преимущество Украины перед развитыми странами с точки зрения развития малого бизнеса — множество незаполненных ниш. Промышленный экспорт стимулировал рост экономики и доходов, и сейчас развиваются строительство, торговля, которые зависят от доходов населения. Если в Европе и США, чтобы начать успешное дело, нужно создать что-то новое, то в наших условиях можно просто восполнять растущий спрос на уже существующие товары или услуги. Хотелось бы отметить что, доля малого и среднего бизнеса в экономике Украины может вырасти за счет естественных процессов. Например, если цены металла, минудобрений или машиностроительной продукции на мировых рынках упадут, крупные экспортно-ориентированные предприятия сократят производство, и их вклад в ВВП снизится. Но малый бизнес в ближайшие 3-5 лет вряд ли будет иметь экспортный потенциал. Литература:
|