Каталог статей

К. э. н. Германчук А. Н., Бондарева В. Н.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Рекламно-информационные технологии в современном мире

Жизнь современного общества невозможно представить без рекламы. Сегодня реклама, полезная или навязчивая, стала частью нашей жизни. Реклама – это динамическая сфера человеческой деятельности. В течении веков являясь постоянной спутницей человека, она изменяется вместе с ним.

Реклама в современном понятии – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Основной целью рекламы является донесение информации от рекламодателя до целевой аудитории. Информация о товаре или услуге несет положительный характер. Но не вся информация одинаково полезна. Реклама помимо действия на сознание и донесения полезной информации действует так же и на подсознание и часто несет не то, что нужно. Самое опасное то, что человек не в состоянии контролировать этот поток информации, идущий в подсознание. Как не печально, реклама, в основе которой лежат благие намеренья, очень опасна для нас. Связано это с рекламными технологиями, без которых не может обойтись не одно рекламное агентство. Условно в современных рекламных технологиях можно выделить следующие элементы: громкие звуки, яркие краски; игра слов; игра в ассоциации; введение в заблуждение; «сага про 99 центов»; неявная и скрытая реклама; 25-й кадр.

Рассмотрим их подробнее.

1. Громкие звуки, яркие краски. Вы передвигаетесь по городу, берете в руки газету или включаете телевизор, и первое, что бросается вам в глаза, это яркие краски рекламы. Вы не можете пропустить их в силу специфики человеческого восприятия: человек обращает внимание на все самое яркое, красочное. То же самое касается и звука. Громкий звук в рекламе привлекает к себе внимание. После тихого и спокойного фильма на экране вдруг вспыхивают яркие краски, и появляется громкий и резкий звук, на что вы обязательно отреагируете.

2. Игра слов. Рекламные слоганы – гениальное изобретение рекламщиков: ничто не запоминается так хорошо, как красиво составленные слова, летучие фразы.

3. Игра в ассоциации. Очень часто применяется в политике, когда современные политики сравниваются со знаменитыми личностями из прошлого, что направлено на улучшение или ухудшение их репутации.

4. Введение в заблуждение. Согласно с законом о рекламе вводить в заблуждение запрещено, но рекламщики все же обходят этот закон. Согласно проведенным тестам, стиральные порошки не отстирывают все, как обещает реклама, дезодоранты не защищают от пота, но мы верим в это и покупаем эти товары.

5. Сага про 99 центов. Очень часто в магазине можно видеть ценник «9 грн. 99 копеек». Каждому понятно, что это 10 грн., но сравнивая эти числа, вам кажется, что первая сумма меньше, так как это еще не 10 грн. Это не верно, но многие рекламщики часто используют этот способ.

6. Неявная и скрытая реклама. Скрытая реклама – это реклама, в которой под видом одного товара рекламируется другой товар, неявная реклама – это когда при просмотре какого-либо фильма или телепередачи вы вдруг видите рекламу определенного товара. Это так называемая реклама спонсоров.

7. 25-й кадр. Это, пожалуй, самая опасная технология. Она действует непосредственно на подсознание в обход сознания, и у человека нет ни единого шанса ей противостоять, заблокировав вредную информацию.

Ожидается, что темпы роста рекламного рынка составят 15-20% в 2010-2012 годах. Уже в 2012 году объемы рынка рекламы в медиа достигнут 2,2 млрд. долларов, а вне-медиа расходы составят около 2 млрд. Для понимания того, что ожидает нас в дальнейшем (развитие рекламного рынка), ученые провели анализ развития экономики и рекламы в европейских странах (Восточная Европа).

Анализ ситуации в европейских странах дал возможность сделать следующие выводы:

  • рост рекламного рынка зависит от развития экономики;
  • существует корреляция роста экономики в рост рекламного рынка;
  • пример Польши показывает, что замедление экономики через год приводит к замедлению рекламного рынка;
  • структура расходов на медиа отличается в разных странах.

Для Украины: факторами замедления будет снижение темпов роста ВВП, открытость экономики и рост импорта, рост цен на энергетические и сельскохозяйственные ресурсы; предполагаемый постепенный запрет рекламы алкоголя и табака в 2010-2012 годах.

Удерживать позитивную динамику рекламного рынка позволит:

  • продолжающийся рост ВВП до 2012 года (хоть и замедленный);
  • рост доходов населения и доступности кредитов;
  • замедление инфляционных процессов, снижение влияния популизма.

Любая реклама – это воздействие на подсознание. Реклама несет информацию о рекламируемом товаре или услуге. Но то, как она это делает, и что конкретно она несет в себе - очень важно. Реклама должна быть положительной, ненавязчивой и привлекательной для покупателя. Сейчас же реклама у подавляющего большинства вызывает лишь раздражение. Рекламу нужно продумывать, так чтобы она была интересна широкому кругу людей.

Литература

  1. Косулина Т. Малобюджетная реклама тоже бывает эффективной! //Маркетинг и реклама. – 2009. - № 5, с. 18 – 25
  2. Попов И. Локализация рекламы на смену переводу // Маркетинг и реклама. - 2008. - № 2, с. 43-47
  3. Винокуров Д. Рекламные приемы // Маркетинг и реклама. – 2009. - № 17, с. 28-33