Каталог статей

Лашина А.Н., к. ю. н. Одинцова Е.А.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Актуальные проблемы трудовых отношений, равных прав и возможностей мужчин и женщин

История становления равенства имеет многовековые традиции, которые отображают развитие общества. Принцип равенства людей достаточно сложный и многоаспектный.

Одним из проявлений принципа равенства является равенство мужчин и женщин, то есть независимость равного подхода в регулировании тех или иных общественных отношений от пола, который определил название данного принципа как принципа гендерного равенства. Равенство по признакам пола сравнительно недавно вошло в содержание принципа всеобщего равенства и стало приоритетом в развитии внутренней политики современного демократического государства.

Физиологические различия, прежде всего репродуктивные, обуславливают принадлежность человека к тому или иному полу. Вместе с тем, наряду с названными различиями, социально важными являются характеристики, которые даются разными культурами женщинам и мужчинам, что определяется понятием «гендер». Пол – это «комплекс анатомичных (репродуктивных), а гендер – социально-половых признаков, которые определяют индивида как мужчину и женщину» [1, с.19]. Таким образом, главное отличие «гендера» от «пола» заключается в том, что это понятие предполагает возможность изменения установившегося порядка социальных отношений между мужчинами и женщинами, поскольку гендерные различия социально установлены и, следовательно, на них можно воздействовать способами, неприемлемыми для биологических признаков.

Так, попытка преобразовать гендерные отношения в обществе после 1917 года привела к сочетанию элементов современности и традиционализма, при котором все были обязаны служить своим трудом советском государству. Труд стал главной формой социальной интеграции: женщины были включены в оплачиваемый труд, а мужчин экономическими и политическими средствами заставили согласиться с вхождением женщин в состав рабочей силы [2, с. 123-129]. При этом за женщинами осталась обязанность вести домашнее хозяйство, а мужчины новых обязанностей по дому не получили, они должны были отдавать себя более важному, общественному труду.

Привлечение мужчин к равной занятости заключается в более активном участии в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства. Шансы мужчин и женщин на рынке труда уровняются при условии «дегендеризации» домашней работы и ухода за детьми. Законодательно это возможно осуществить, например, посредством регулирования всевозможных отпусков по уходу за ребенком. Положительным в этом смысле является появление в отечественном трудовом законодательстве института «лиц, обремененных семейными обязанностями», который позволяет привлекать к работе по уходу за детьми не только мужей, но и родителей женщины, предоставляя ей возможность реализоваться в трудовой деятельности. Возможно, следует расширить сферу действия этого института на смежные отношения (все виды профессиональной деятельности, обучение детей).

Другое направление обеспечения равной занятости мужчин и женщин в трудовой сфере может быть связано с предоставлением «домашней работе» правового статуса, равного с, так называемым, оплачиваемым трудом. Подобные юридические механизмы уже существуют в отдельных случаях и оправдали себя с практической точки зрения (например, уход за ребенком учитывается в трудовой стаж). Однако, недостатком этого подхода сегодня является его затратность, что может повредить эффективности государственной политики в этой сфере в современных условиях нестабильной экономики.

Практическому обеспечению равенства мужчин и женщин существенно может способствовать внедрение в национальное законодательство идеи «позитивных действий», которая сегодня находит достаточно широкое применение в скандинавских странах. Модель позитивных действий предполагает изменение системы найма на работу и продвижения по службе путем установления дополнительных возможностей либо ограничений для лиц того или иного пола [3, с. 23-26].

Вместе с тем внедрение идеи позитивных действий в украинское законодательство должно учитывать национальную специфику и не противоречить уже существующим законодательным предписаниям. Так, возникает вопрос о соответствии принципа позитивных действий ст.24 Конституции Украины, которая устанавливает запрет на привилегии и ограничения, в том числе по признакам пола. Возможно, в данном случае следует обратиться к конструкции гендерного равенства, которая предполагает не только равенство прав, но и равенство фактических возможностей.

Позиция украинского законодателя по этому вопросу была четко определена Законом Украины «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» от 8.09.2005г. В соответствии с этим законом женщинам и мужчинам обеспечиваются равные права и возможности в трудоустройстве, продвижении по работе, повышении квалификации и переподготовки.

Работодатель обязан создавать условия труда, которые позволили бы женщинам и мужчинам осуществлять трудовую деятельность на равной основе; обеспечивать женщинам и мужчинам возможность совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями; осуществлять равную оплату труда женщин и мужчин при одинаковой квалификации и одинаковых условиях труда; принимать меры по созданию безопасных для жизни и здоровья условий труда; принимать меры по недопущению сексуальных домогательств.

Следует отметить, что этот закон соответствует европейским стандартам в сфере гендерной политики и продвигает Украину на пути гендерной интеграции. Вместе с тем с целью повышения эффективности реализации его норм, которые носят в основном декларативный характер, было бы целесообразно предусмотреть юридическую ответственность за несоблюдение установленных в нем положений, как со стороны работодателей, так и со стороны третьих лиц.

Говоря о гендерном равенстве нужно законодательно урегулировать соответствующим образом все сферы общественной жизни: и образование, и политическую, и семейную жизнь [4, с.56-78].

Итак, сегодня необходимо разработать комплексную гендерную политику, которая обеспечит равный доступ к социальным благам лиц обоих полов в равной степени. Однако обеспечение равных прав женщин и мужчин возможно только при достижении экономической независимости женщин, чему, прежде всего, должны способствовать адаптированные к новым экономическим условиям нормы трудового законодательства.

Литература:

  1. Гендерні аспекти державної служби: Монографія / М. Пірен, Н.Грицяк, Т. Василевська, О. Іваницька; За заг. ред. Б. Кравченка. – К.: Вид-во Соломія Павличка «Основи», 2002. – 335 с.
  2. Тюріна В.О. Права людини і статус жінок в органах внутрішніх справ: гендерний аспект // Права людини в діяльності органів внутрішніх справ України: матеріали науково-практичної конференції; м. Євпаторія, 11-13 травня 2006 р. – Титул, 2006. – 232 с.
  3. Лазор Л.И. Влияние современных условий на рассмотрение отдельных проблем кодификации нового Трудового кодекса // Кодифікація трудового законодавства України: стан та перспективи: Матер. наук.- практ. конф.; м. Запоріжжя, 25-26 червня 2007 р. - X: Вид-во Нац. ун-ту внутр. справ, 2007. – 246 с.
  4. Иванкина Т.В. Права трудящихся женщин. - Л.: Лениздат, 2006. – 147 с.