Каталог статей | ||||||||||||||||||||
Старший преподаватель Раймбекова У.К. Таразский государственный университет им. М.Х. Дулати, Казахстан Новые подходы к реализации жилищной политики
Жилищная проблема является одной из ключевых проблем повышения уровня жизни населения. Ее решению в настоящее время уделяется значительное внимание. Это связано с тем, что до последнего времени жилищный сектор находился на периферии социально-экономической политики. Кризис жилищного сектора проявился в этих условиях значительным снижением объемом жилищного строительства, в первую очередь, доступного по ценам основной массе населения, старением жилищного фонда и инженерно-коммуникационных сетей. Бурный рост экономики Казахстана в 2004-2007 гг. закономерно привел к росту спроса на жилье и коммерческую недвижимость. Однако, спад на мировых финансовых рынках показал, что экономические процессы, происходящие на рынке жилья Казахстана, находятся в непосредственной зависимости от ситуации на глобальном рынке. Нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках, отразилась на устойчивости финансовой системы Казахстана. Вследствие подорожания стоимости привлекаемых внешних заимствований у казахстанских банков возникли проблемы с краткосрочной ликвидностью и рефинансированием внешних обязательств. Банки ужесточили условия предоставления кредитов, увеличили процентные ставки, сроки рассмотрения заявок. В результате цены на недвижимость стали падать, потому что значительная часть людей приобретала жилье в ипотеку. Имеют место случаи не возврата ипотечных кредитов и реализация залоговых квартир. В результате снижения доступности ипотечных кредитов произошло снижение платежеспособного спроса на жилую недвижимость. Усложнение ситуации на мировом и внутреннем финансовых рынках привело к дефициту средств в отечественной строительной, соответственно, на уменьшении предложения жилья. Обеспечение жильем - важнейшая составляющая качества жизни человека. В современных условиях роль и требования к характеристикам жилища возрастают, поскольку соответствующая определенным стандартным представлениям комфортная жизнь и производственная деятельность индивида обуславливают достаточно большой размер площади, доступность учреждений социально-бытовой инфраструктуры. Несмотря на то, что в 2009 году объем ввода жилья по сравнению с 2005 годом увеличился в 7,2 раза, обеспеченность населения благоустроенным жильем остается на достаточно низком уровне: в среднем на одного казахстанца приходится 17,7 кв.м. Для сравнения: в России этот показатель достигает 21 кв.м., в Германии-35 кв.м., в Швеции, Норвегии и Канаде - 40 кв.м., в США - 70 кв.м. Важным элементом социально-экономической политики является дальнейшей модернизации и адаптации к современным условиям. Возникающие проблемы в сфере обеспечения граждан страны доступным и качественным жильем показали необходимость и своевременность перехода к новой жилищной политике. Существуют различные подходы к определению социально-экономической сущности жилищной политики. Некоторые экономисты рассматривают жилищную политику как систему единых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера в области жилищного регулирования. В настоящее время в Казахстане изменилась структура вводимых в эксплуатацию домом по формам собственности и источникам финансирования. 2009 году 97% жилищного фонда Республики Казахстан находилось в частной собственности (263,9 млн. кв. метров) и 3% - в государственной собственности (7,0 млн. кв. метров) (таблица 1). Поддержка жилищного строительства в Казахстане в 2010 году осуществлялась Правительством РК в рамках Государственной программы жилищного строительства на 2008-2010 годы, а также Плана совместных действий Правительства РК, Национального Банка РК и Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009 – 2010 годы. Таблица 1. Жилищный фонд РК, млн. кв. метров
С начала реализации Государственной программы ввод жилья в Казахстане за счет всех источников финансирования составил порядка 19,6 млн.кв.м. жилья (102% от плана). Запланированные показатели на 2010 год также достигнуты - 6,4 млн.кв.м. жилья (103% от плана). До кризиса государственный сектор занимал порядка 10% от общего объема ввода жилья в республике. Сегодня, этот показатель значительно возрос, так как большая часть коммерческого жилья (порядка 35-40% всего строящегося и вводимого жилья) с участием дольщиков, завершается при поддержке государства. Начиная с 2007 года, Правительством на завершение долевого строительства было выделено 433,4 млрд. тенге. Благодаря своевременной государственной поддержке удалось решить проблемы более чем 53 тыс. дольщиков на 389 объектах. Ввод оставшихся 58 объектов с 13,6 тыс. дольщиков запланирован в 2011 году. Таким образом, реализация антикризисной Программы Правительства позволила, в последние три года, не допустить снижения объемов ввода жилья и с учетом оставшихся незавершенных долевых объектов, позволит сохранить его и в 2011 году. В 2011 году Правительством принята Программа жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011-2014 годы, которая включает в себя несколько направлений развития жилищного строительства. В жилищной программе в качестве одной из мер поддержки жилищного строительства предусмотрено строительство и реализация жилья с участием местными исполнительными органами и системы жилстройсбережений. АО «Жилстройсбербанк Казахстана» является единственным финансовым институтом в Казахстане, реализующим систему жилищных строительных сбережений. Механизм строительства и реализации жилья через систему жилстройсбережений будет выглядеть следующим образом:
Литература:
|