Каталог статей

ас. Руднева Е.Ю., Маловецкая Д.П.

Автомобильно-дорожный институт Государственного высшего учебного заведения
«Донецкий национальный технический университет», Украина

Анализ факторов инновационной активности машиностроительных предприятий

На сегодняшний день проблема активизации инновационной деятельности машиностроительных заводов является одной из главных проблем, так как такой капиталоемкий сектор экономики, как тяжелая промышленность, не может эффективно функционировать и интенсивно развиваться при отсутствии необходимых для этого условий. В связи с этим, создание благоприятного инновационного климата в регионе и стране означает использование инноваций как инструмента выхода из экономического кризиса и возврата к той стабильной работе отрасли, какой она была в 2005-2008 гг.

Исследованиями в этом направлении занимались такие зарубежные и украинские ученые как: В. Александрова, А. Амоша, Н. Бекетов, А. Гальчинский, В. Гончаров, Ю. Деречинский, П. Друкер, Д. Кларк, С. Коверга, Л. Мазитова, М. Портер, Н. Савчук, О. Собко, В. Хобта и др., работы которых посвящены развитию инновационной деятельности, а также проблемам снижения инновационной активности в условиях кризиса.

Для отечественных компаний внедрение инноваций является одним из наиболее эффективных способов повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня рентабельности [1], поэтому предприятия, особенно те, которые находятся в экономически трудном положении, ведут разработки в области инноваций.

Возрастающее многообразие новой продукции с одновременным сокращением времени ее выведения на рынок, изменение требований покупателей к качеству товаров и услуг, а также усиление конкуренции, естественно, вызывают необходимость адекватного реагирования со стороны товаропроизводителей на изменения внешней среды. Важным побудительным мотивом для разработки инноваций является желание и стремление руководства вести стратегическую деятельность вообще и осуществлять инновационную в частности.

Одним из основных условий для внедрения инноваций является наличие эффективной системы маркетинга и сбыта, осуществляющей связь предприятия с конечными потребителями с целью постоянного выявления новых требований покупателей, предъявляемых к качеству производимых товаров и услуг [1].

От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который в данном случае можно определить, как «меру готовности» выполнить поставленные цели в области инновационного развития предприятия. Следует отметить, что успех инновационных технологий может во многом зависеть от системы управления, применяющейся на предприятии вообще и инновационными технологиями в частности [2].

В экономической литературе до настоящего времени не выработан единый подход к определению понятия «инновационная активность». Инновационную активность следует различать в узком и широком смысле. В узком смысле под инновационной активностью следует понимать комплексный результат отражения динамики и текущего состояния хозяйствующего субъекта и степени внедрения инновационных технологий. В широком смысле - систему финансовых, экономических, политических, социальных и управленческих отношений, возникающих по поводу целесообразности разработки и внедрения инноваций в деятельность хозяйствующего субъекта. Под инновационной активностью промышленного сектора понимается обобщенная характеристика с точки зрения новизны, перспективности, выгодности, эффективности и минимизации риска вложения финансовых средств в его развитие [3]. Инновационная активность предприятия определяется такими факторами, как: форма собственности, финансовое состояние предприятия, его размер; возможность проникновения на новые рынки и укрепления завоеванных позиций; наличие средств для проведения инвестиционной деятельности; наличие платежеспособного спроса на продукцию; эффективность управления инвестиционными проектами; научно-технический потенциал предприятия; система стимулирования инновационной деятельности внутри предприятия, уровень инновационной активности; степень изношенности основных фондов и т.д.

ЗАО «Горловский машиностроитель» («ГМС») - предприятие, выпускающее горно-шахтное оборудование не только для предприятий Украины, но и других стран. Поэтому разработка стратегии инновационного развития ЗАО «ГМС» не может быть оторвана от общих тенденций развития машиностроительного комплекса страны. Данная стратегия направлена на реализацию мероприятий, повышающих эффективность исследовательской стадии процесса разработки и внедрения промышленных инноваций. Это связано с тем, что результаты деятельности завода в инновационной сфере в значительной мере зависят от того, насколько удачными были решения, заложенные на основе научно-исследовательских разработок жизненного цикла новых изделий. В этой сфере организован централизованный научно-технический комплекс конструкторских, технологических и научно-исследовательских подразделений, который дает возможность осуществить централизацию научных и конструкторско-технических работ, проведения единой научно-технической политики.

За 2008-2009г. в научно-техническом комплексе предприятия осуществлялись работы, направленные на повышение его эффективности за счет переоснащения техническими средствами и внедрения новых программных продуктов автоматизации проектирования.

С целью увеличения объема производства и освоения новых рынков сбыта на заводе проводится постоянная, целенаправленная работа по техническому перевооружению производства, по созданию и освоению новой техники.

Таким образом, на инновационную активность машиностроительных предприятий влияет ряд факторов, среди которых особое место в сложившихся экономических условиях отводится степени изношенности основных фондов, научно-техническому потенциалу предприятия, наличие средств для проведения инвестиционной деятельности. Инновации осуществляются в области модернизации производства, технологического обновления и реконструкции, а также охватывают сферу реализации продукции через использование новых технологий продвижения товара на рынке и предоставление отдельных коммерческих услуг при его реализации.

Литература:

  1. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна}
  2. Инновации. Их роль в процессе формирования стратегии [Электронный ресурс] – Режим доступа: [сылка более недоступна}
  3. Э.А. Уткин Курс менеджмента: учебник для ВУЗов. – М.: Издательство «Зерцало», 2000 г. – 432 с.
  4. В.А. Корчагин Инновационный потенциал предприятия: Монография/ В.А. Корчагин, Ю.Н. Деречинский, С.В. Коверга, Д.В. Солоха; - под общ. ред. В.А. Корчагина