Каталог статей

Докторант PhD Ускенбаева Асия
Евразийский национальный университет им Л. Гумилева, Казахстан

Монетарная политика и реальный сектор Казахстана в посткризисный период

Все активнее включаясь в процесс экономической глобализации, Казахстан еще не успел осознать все последствия возрастающей взаимозависимости стран мира. Было бы, однако, большим упрощением объяснять наши трудности только негативным воздействием экзогенных факторов: падением экспортных цен, сужением внешнего товарного и кредитного рынка, приступами паники на мировых фондовых и товарных биржах, под влияние которых попали и отечественные бизнесмены, оттоком иностранного капитала. Сотрясающий мир финансово-кредитный кризис чувствительно сказался на казахстанской экономике.

Принимаемые государством меры по смягчению этого воздействия не устранили неблагополучия в экономике. Импульс извне лишь обнажил и обострил собственные казахстанские проблемы: инфляцию, девальвацию тенге, неразвитость внутреннего кредитного рынка, узость потребительского и инвестиционного спроса, беспрецедентную утечку за рубеж умов и капиталов, масштабную коррупцию, деградацию многих жизненно-важных отраслей, включая сельское хозяйство, явную и скрытую безработицу, падение уровня жизни значительной части населения, упадок нравов, социальную поляризацию и др.

Мировой финансовый рынок характеризуется ростом финансовых инноваций, которые играют относительно большую роль по сравнению с банковским финансированием, также наблюдается рост значимости институциональных инвесторов. Однако, несмотря на кардинальные изменения в самой финансовом секторе денежно-кредитная политика центральных банков все еще нацелена на регулирование, прежде всего, банковской сферы.

Современный мировой рынок характеризуется стремительным ростом потоков капитала. К примеру, среднедневной объем торгов на мировом валютном рынке вырос с 820 млрд. долларов в 1992 году до 3210 млрд. долларов в 2007 году (1, с. 4). Общий объем международных долговых бумаг к погашению увеличился с 2 441 млрд. долларов на конец 1994 года до 22 030 млрд. долларов на конец июня 2008 года (1, с. А85).

В отношении указанных изменений на мировом финансовом рынке одни ученые считают, что в условиях финансовой глобализации происходит снижение разницы в процентных ставках между странами. Такая тенденция свидетельствует о повышении эффективности финансового посредничества и несет выгоды для развивающихся стран, ибо у последних появляется возможность привлечь относительно дешевый капитал, кроме того, приход в страну иностранных финансовых институтов создаст в стране-реципиенте определенные плюсы.

По мнению других ученых, повысилась нестабильность мировых финансовых рынков. В начале 1980-х годов имел место долговой кризис в развивающихся странах, прежде всего в латиноамериканских. В начале 1990-х годов начался трансформационный кризис в переходных экономиках. 1992-1993 годы характеризовался кризисом Европейской валютной системы. 1994-2001 годы также ознаменовался рядом чередующихся кризисов в развивающихся странах, Мексика, страны Юго-Восточной Азии, Россия, Бразилия, Турция, Аргентина. В 2001-2003 годы центр нестабильности переместился в развитые страны, произошел спад на фондовых рынках, в 2007 году в США начался ипотечный кризис, который привел к потрясениям на мировых финансовых рынках.

Современная ситуация сложившаяся на мировом рынке капитала является следствием наложения друг на друга двух кризисов, первый связан с международными кредитно-денежными отношениями, второй – с кризисом финансовом секторе в одной из ведущих держав мира, США. В основе первого кризиса лежит, по мнению многих экспертов, лежит факт возведения в статус «международных валютных резервов» валюты одного государства, которую наряду с этим, страна эмитент не обеспечивает товарной основой. Так, по некоторым оценкам, «за последние 40 лет товарная ценность доллара упала по отношению к золоту примерно в 20 раз, по отношению к нефти – почти в 15 раз». Естественно, что при таком раскладе стремление страны к увеличению собственных валютных резервов приводило к росту эмиссии американских долларов. Данное не могло бы отрицательным образом сказаться на развитии международных товарно-денежных отношениях, при условии, что эмитируемая валюта твердо обеспечена. В реальности США «сняли с себя и со своих банков всякие обязательства на эмитируемые доллары» (2, с. 11). В результате, на мировом рынке обращаются «неденежные» долговые обязательства. Наряду с этим, львиная доля этих обязательств размещалась в США, что увеличило предложение «дешевых» и «горячих» денег, которые, в свою очередь, направлялись на финансирование «пузырей» на фондовом рынке. Таким образом, отсутствие твердого и реального эквивалента привело международный финансово-кредитный рынок к кризису.

Сегодня, многие ведущие экономисты мира предлагают пути решения выхода из сложившейся ситуации. К примеру, Фетисов Г. Отмечает, что мультивалютность является одной из проблем для национальной денежно-кредитной политики, связанной с глобализацией. Под мультивалютностью им понимается отсутствие единой мировой валюты и единой денежно-кредитной политики и присущие валютным курсам ведущих валют в либерализованной глобальной экономике неустойчивость и нестабильность, а для остальных стран – зависимость стабильности их валют от международной конкурентоспособности и денежно-кредитной политики стран со «свободно используемыми валютами»» (3, с. 403). Таким образом, Фетисов Г.Г. полагает, что утрата долларом своей позиции как мировой валюты актуализирует проблему создания мировой валюты на основе специальных прав заимствования МВФ.

Другие предлагают создание мирового центрального банка и введение реальных мировых денег (2, с .10). На наш взгляд, Республике Казахстан, как стране с богатыми запасами природных ресурсов, при этом, испытывающую дефицит денежных средств, создание мирового центрального банка и валюты, основанной на нефти, подходит больше всего. Нефтяной резерв обеспечит высокую степень энергетической независимости, его можно использовать как производственный ресурс. Вместе с тем, как альтернатива, предлагается возможность создания денежной единицы, основанной на корзине основных стратегических ресурсов, таких как нефть, газ, золото, некоторые цветные металлы. В качестве преимуществ такой валюты можно отметить, в первую очередь, твердое товарное содержание, независимость от вмешательства третьих лиц (государств, международных организаций). Наряду с этим, существует мнение о необходимости создания «общемировой энергетической валюты», в связи с тем, что в основе производства товаров лежат энергетические затраты.

Второй кризис, который имеет место быть – это кризис в финансовом секторе США. Проблема заключается в том, что посредники на финансовых рынках стремятся извлекать максимальную спекулятивную прибыль и при этом все риски перекладывают на потребителей. «В основе всякого валютного и биржевого кризиса, весьма справедливо отмечает Кашин В.А., доктора экономических наук, первого заместителя генерального директора Государственного научно-исследовательского института развития налоговой системы при ФНС РФ, лежат действия банков и крупных спекулянтов, которые в периоды надувания «пузырей» получают невероятные прибыли, а в периоды спада предоставляют своим клиентам нести все потери» (2, с. 13).

Республика Казахстан должна содействовать защите производственного сектора от потрясений финансового рынка. В экономической литературе предлагаются следующие меры, которые автор считает актуальными и для Республики Казахстан.

Необходимо изменить порядок осуществления платежей процентов и штрафных санкций за задержку либо неуплату кредитов для предприятий и граждан. Как правило, банки не позволяют совершать какие-либо выплаты, уменьшающие основную сумму долга, до тех пор, пока не будет выплачена основная сумма долга. Целесообразно ввести в законодательном порядке погашение суммы основного долга и только после процентов по кредиту.

Наряду с этим, необходимо принять закон, который бы регулировал ставку процента, по формуле процент инфляции плюс n процентов в расчете на год. Здесь же целесообразно обеспечить правами должника обратиться в суд за взимание повышенных процентов. В целях регулирования ситуации на биржевом рынке в Казахстане, можно обратиться к мерам, предложенным Джейсом Тобиным, который предлагал ввести специальный налог на международные финансовые операции нематериального характера, такие как сделки по обмену валюты, трансакции с оффшорными центрами др., по ставке 0,05%. Такой налог для лиц, совершающих эти сделки по необходимости, практически незаметен, однако, ощутим для валютных и фондовых спекулянтов.

Формирование механизма взаимодействия финансового и реального секторов экономки невозможно без формирования новой денежно-кредитной политики, основанной не на спросе на деньги, а на спросе и предложении заемных средств, предоставляемых прежде всего банками. Активная монетарная политика в условиях финансовой глобализации может привести к постепенному выравниванию ставок процента. Центральный банк может влиять на предложение кредита в рамках страны, учитывая при этом не только общую динамику цен, но и динамику цен финансовых активов. Автор разделяет мнение Головнина М.Ю., который читает, что центральные банки «на практике реагируют на значительные изменения цен финансовых активов, но, как правило, делают это постфактум, оказывая помощь финансовым институтам, которые несут значительные издержки в результат спадов на фондовом рынке» (4, с. 33).

Литература:

  1. BIS Quarterly Review. 1996. August. Statistical Annex. P. 36; 2008. September. P. A85
  2. Кашин В.А. Причины кризиса и меры по его преодолению//Банковское дело, 2009 - №2 – с. 10-13.
  3. Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональный аспекты. М. Экономика, 2006. с. 402-405, С. 402.
  4. Волков Ю.Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие / Под. ред. Н.И. Загузова. - М.: Гардарики, 2002. -160 с.