Каталог статей

Сивоконь Ю.Е.

Необходимость стратегического планирования на предприятии

В современных условиях нестабильности, как в политической, так и в экономической сфере, все большее значение для предприятий малого и среднего бизнеса играет правильный выбор стратегии и коммуникационной политики. Это обусловлено тем, что мы живем, пользуясь материальными благами, возникающими в результате промышленного производства, однако то, как именно мы живем, определяется коммуникационными процессами в обществе. Эффективные коммуникации с потребителями стали ключевыми факторами успеха любой организации.

Важнейшим фактором, способствующим доминированию предприятия на рынке, является разумно подобранная стратегия развития организации.

Несмотря на то, что вопрос стратегического планирования на предприятии является достаточно изученным, не рассмотренными остались такие аспекты как выделение критических точек среды, на этапе стратегического анализа и изучение конкурентных возможностей компании.

Целью исследования будет изучение цепочки ценностей предприятия, определение стратегий опережения конкурентов по издержкам, изучение методов определения критической точки компании.

Цепочка ценностей фирмы включает основные и вспомогательные виды деятельности по созданию потребительской ценности. Создание потребительской ценности товара начинается с закупки сырья и продолжается в процессе производства частей и компонентов, сборки и выпуска продукции. В цепочку ценностей относится и валовая прибыль, поскольку надбавка к сумме затрат будет естественной составляющей цены, которую платят потребители, без превышения созданной стоимости над суммой издержек бизнес невозможен.

Согласно Портеру, выявление сильных и слабых сторон невозможно, если рассматривать предприятие в целом. Поскольку его конкурентные преимущества формируются в ходе многосторонней деятельности, которая в цепочке ценностей подразделяется на две части: первичную и вторичную. Первичная – это основная деятельность (материально- техническое обеспечение, изготовление, распространение, продажа и маркетинг). Вторичная – вспомогательная (исследования и разработки, управление персоналом, администрирование).

Цепочка ценностей компании отражает эволюцию ее бизнеса и внутренних операций, стратегию и методы ее реализации. Поскольку эти компоненты у этих компаний различны, цепочки ценностей конкурирующих компаний различаются – этот факт значительно усложняет сравнительную оценку издержек. Например, если конкурирующие компании имеют различную степень вертикальной интеграции, то сопоставление их цепочек ценностей требует специальных поправок на масштаб деятельности. Логично предположить, что компания, проводящая политику низких цен и издержек, будет отличаться от цепочки ценностей компании, предлагающей престижную высококачественную продукцию. На тех звеньях ценности, где первая компания может сэкономить, вторая вынуждена нести дополнительные издержки.

Анализ цепочки ценностей и издержек может многое сказать о способности предприятия конкурировать по издержкам. Конкурентоспособность компании зависит от эффективности управления цепочкой ценности. Можно выделить три звена цепочки ценностей, где обычно наблюдается существенное отличие в издержках компании: на этапе поставщиков; во внутренней деятельности компании; на этапе оптовых или розничных торговцев. Более эффективная, чем у конкурентов, цепочка ценностей может стать основой ключевой компетенции обеспечить ей устойчивое конкурентное преимущество. Ассортимент товаров и услуг, предлагаемых компанией, не создает устойчивого конкурентного преимущества: любая компания может скопировать или предложить замену составляющим его товара и услуги. Основу конкурентного преимущества составляют компетенции и возможности, определяющие успех на рынке, особенно тех, которых нет и, не может появиться у конкурентов.

Выделение критических точек среды является важным этапом на пути к стратегическому анализу. Потому что помогают выделить наиболее весомые факторы, имеющие важное стратегическое значение для обеспечения эффективной деятельности компании.

Методами выявления критических точек являются:

  1. сканирование – это упорядоченный, поэлементный пересмотр пространства или объекта внешней и внутренней среды предприятия в разрезе каждого элемента и обеспечивается ретроспективной информацией.
  2. мониторинг – предполагает отслеживание текущей информации, которая появляется впервые и обеспечивает фиксирование и определение тенденций изменения факторов внешней и внутренней среды.
  3. прогнозирование – предусматривает получение прогнозной информацию о будущем развитии определенных параметров в области исследования.
  4. метод экстраполяции - заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее.

    Следует отметить, что методы экстраполяции необходимо применять на начальном этапе прогнозирования для выявления тенденций изменения показателей.

  5. методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов, выраженных в количественной и/или качественной форме с целью подготовки информации для принятия решений лица, принимающего решение.
  6. моделирование - предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей, включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов.
  7. метод сценариев - это описание картины будущего, состоящей из согласованных, логически взаимоувязанных событий и последовательности шагов. Как правило, сценарии представляют собой качественное описание, хотя и детализированное, содержащее отдельные количественные оценки. Этим они отличаются от обычных прогнозов, в большинстве которых упор делается на количественные показатели.

Этот метод весьма полезен при выборе миссии и целей организации, определении стратегии развития, при прогнозировании на 10-20 лет, когда теряют свое значение сегодняшние достижения и возрастает спектр новых возможностей.

Таким образом, в данной статье была исследована цепочка ценностей предприятия. Было выявлено, что цепочка ценностей компании отражает эволюцию ее бизнеса и внутренних операций, стратегию и методы ее реализации.

Конкурентоспособность компании напрямую зависит от эффективности управления цепочкой ценности. Основу конкурентного преимущества составляют ключевые компетенции и уникальные возможности, определяющие успех на рынке

Так же были представлены методы определения критической точки предприятия, которые основываются на сборе и анализе информации и мнении специалистов.

На основании данной статьи был получен теоретический результат, который необходим при проведении стратегического планирования на предприятии, который поможет специалистам и руководителям компании пересмотреть свое отношение к перспективному развитию фирмы и долгосрочному планированию.