< <Олигополистический рынок мобильной связи Украины
Каталог статей

Полякова М. В.
Научный руководитель: к.э.н., доцент Бычкова О. В.
Донецкий национальный университет

Олигополистический рынок мобильной связи Украины

Главной особенностью рыночной экономики является конкурентная борьба. На настоящем этапе развития стран бывших ССР экономика считается смешанной; в структуре рыночных хозяйств наиболее распространены монополия и олигополия. Продолжающийся до настоящего времени процесс формирования конкуренции как основного типа взаимоотношений в экономике определяет актуальность данной работы.

В течение ряда лет многие экономисты, такие как А. Курно, П. Суизи, Р. Хитч, К. Холл, и др. предлагали различные формальные теории олигополии. Целью настоящей работы является изучение рынка мобильной связи Украины за 2004-2009 гг., выявление степени и тенденций конкурентной борьбы в данном секторе экономики.

В зависимости от состояния рынка выделяются такие главные виды конкуренции как совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Характерная особенность олигополистического рынка - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти) и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Существует как “жесткая” олигополия, при которой две или три фирмы господствуют на всем рынке, так и “расплывчатая” олигополия, при которой шесть или семь фирм делят, 70 или 80% рынка, в то время как “конкурентное окружение” из фирм делит оставшуюся часть. Олигополия наиболее распространена в современных высокотехнологических отраслях промышленности, в частности в индустрии мобильных телефонов и мобильной связи.

На современном этапе развития общества развитие рынка мобильной сотовой связи, в частности, в Украине почти завершено. Численность абонентов мобильной связи на начало 2000 года составляла 462 тыс., в 2004 году приблизительно 10 млн., а по состоянию на конец декабря 2009 года совокупная абонентская база операторов сотовой мобильной связи в Украине составила 55,32 млн. абонентов (активированных SIM-карт).

На сегодня в Украине функционирует большое число мобильных операторов. Лицензии на право осуществлять деятельность на рынке мобильной связи получили такие GSM операторы как ЗАО "Киевстар Дж.Эс.Эм", ЗАО "Украинская Мобильная Связь", ООО "Астелит", ЗАО "Украинские радиосистемы", «TravelSiM», ООО "Голден Телеком", ООО "Гудлайн"; CDMA операторы ЗАО "Телесистемы Украины", Укртелеком, ООО "Интертелеком", СП ООО "Интернешенел Телекомьюникейшн Компани", "CST-Invest" и Спутниковые операторы ООО "ПАН - Телеком" и ООО "ПАН - Телеком".

Проанализируем развитие рынка мобильной связи Украины за 2009 год (табл.1). Согласно этим данным, на начало 2010 года общее количество абонентов, пользующихся услугами мобильной связи, составило 55 320 217 чел: из них 22 022 261 абонентов подключены к мобильному оператору «Киевстар GSM» (торговые марки «Киевстар», «Ace&Base», «DJUICE», «Мобилыч»); 17 564 410 человек пользуются услугами мобильного оператора «МТС» (ТМ «МТС», «Джинс», «Екотел»).

Таблица 1. Рейтинг мобильных операторов Украины за 2009 год

№ п/п

Фирма-оператор

Кол-во абонентов на 31.12.2009

Чистые подключения

за 2009 год

1

«Киевстар»

22 022 261

- 1 507 739

2

«МТС»

17 564 410

- 550 803

3

"Астелит" (ТМ «life:)»)

12 210 000

980 000

4

«УРС»

(ТМ «velcom Telecom»)

2 004 729

- 23 160

5

«Телесистемы Украины»

(ТМ «PEOPLEnet»)

415 181

157 281

6

Итого

55 320 217

- 576 818

Относительно определения положения мобильных операторов на соответствующем рынке, то Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) в конце 2008 года АМКУ предприняло попытки объявить наиболее влиятельных операторов мобильной связи монополистами. Выяснено, что на сегодняшний день рынок мобильной связи представляет собой «размытую» олигополию. Хотя олигополия предполагает определенный уровень конкуренции, из всех рыночных структур она ближе к монополии и считается более эффективной по сравнению с ней.

Проследим ценовую политику МТС и "Киевстар" в условиях олигополии до 2009 года. Так, в 2004г. средняя цена минуты разговора абонентов МТС примерно равнялась 1,34 грнмин. Количество пользователей услугами этой компании на то время составляла 5,17 млн.чел. Услугами «Киевстар» в 2004 году пользовались 6,25 млн.чел. С целью завладеть большей частью рынка, МТС снизили свои тарифы на разговоры в среднем до 1,2 грнмин, что повлекло резкое увеличение количества абонентов - до 13,33 млн.чел. В это же время "Киевстар", чтобы не потерять свою долю рынка, также снизил цены и количество абонентов выросло с 6,25 до 14 млн.чел. Чувствуя конкуренцию со стороны "Киевстар", МТС в 2006 году уменьшил стоимость минуты разговора в среднем до 1 грнмин, на что отреагировал и другой оператор. Количество их пользователей увеличилось до 20 млн.чел. в UMC и 21,51 млн.чел. в "Киевстар". Но снижение цен имеет свои пределы: оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены не сравняются со средними затратами. В этом случае исчезнет источник экономической прибыли и на рынке возникнет ситуация, близкая к совершенной конкуренции. От подобного результата в выигрышном положении остаются потребители (абоненты), в то время как производители (операторы) никакого выигрыша не получают. Поэтому кривая спроса на рынке украинской мобильной связи имеет вид:

Рис.1. Кривые спроса фирм-олигополистов «МТС» и «Киевстар»

Необходимо иметь ввиду, что на количество пользователей услуг мобильной связи зависит не только от ценовой политики, но и другими экономическими факторами; так, например, несмотря на продолжение снижения цен на разговоры до 0,65 грнмин у МТС и 0,70 грнмин у «Киевстар» в 2009 году, количество абонентов сокращается, начиная с 2007-2008 года – это связано с мировым экономическим кризисом. На количество пользователей также могут влиять такие факторы как: увеличение (уменьшение) доходов населения, уменьшение цен на мобильные телефоны, стремление к общению.

Предположим, что на настоящем этапе цена является точкой равновесия. Если «MТC» повысит тарифы до прежнего уровня (1,2 грн. / мин), с целью увеличить свои доходы, то "Киевстар" не будет реагировать на действия конкурента и оставит цены без изменений. Вследствие этого «МТС» резко потеряет часть рынка и доходов. Если же снизит свои тарифы на разговоры, то "Киевстар", чтобы не потерять свою долю рынка и доходов, также будет снижать цены. Вследствие такой политики и определенных экономических факторов, количество абонентов увеличится в обоих операторов.

Итак, для каждой фирмы существует кривая спроса, сломана в точке А. Слева от точки А кривая спроса пологая, и спрос более эластичен, то есть для резкого изменения Q достаточным является незначительное изменение Р. Справа от точки А кривая спроса стремительная и отвечает неэластичного спроса, т.е. для резкого изменения Q необходимо значительное изменение Р.

Полученная кривая спроса MТC и "Киевстар" подтверждают использование ими модели олигополистического ценообразования "ломаной" кривой спроса (Рисунок.2):

Рис. 2. Модель «ломаной» кривой спроса

Итак, в настоящее время в Украине рынок мобильной связи практически наполнен. Основную часть рынка занимают два оператора – «MТC» и "Киевстар" и их положение является олигопольным. Проследив за их деятельностью, можно сделать вывод, что они действуют по олигополистических моделью ценообразования "ломаной" кривой спроса, которая объясняет стабильность цен или их одновременную смену. Новые операторы проникают на рынок, но лидирующие позиции занять не могут в силу различных причин, в том числе, по заявлениям АМКУ, договоренности между «МТС» и «Киевстар». Изучение проблемы стратегического взаимодействия фирм является центральной в исследовании поведения олигополистов.

Литература:

  1. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И.Микроэкономика В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004.
  2. Интернет-ресурс «МТС»// [сылка более недоступна}
  3. Интернет-ресурс «Киевстар»// [сылка более недоступна}