Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К.э.н. Романенко О.А. Саратовский государственный социально-экономический университет, Россия Роль государства на рынке корпоративного контроляРынок корпоративного контроля – слияния и поглощения – это динамично развивающаяся мировая тенденция консолидации активов и концентрации производственной деятельности. Процесс сопровождается непростыми взаимоотношениями со стороны всех участников экономического пространства, что в свою очередь влечет за собой как положительные, так и отрицательные стороны развития рынка М&А. Развитие рынка М&А в России начало зарождаться относительно недавно, однако в своем развитии и масштабности он стал сопоставим с мировыми процессами консолидации, а темпами роста перегнал страны Европы и Америки. Конечно, в значительной степени это связано с завершением этих процессов в развитых странах и активизации их в развивающихся странах, а также значительными возможностями российской экономики, которая представлена всеми отраслевыми направлениями и наличием сотни тысяч предприятий и организаций различных форм собственности. Единого мнения относительно классификации основных участников рынка корпоративного контроля нет. Западные и российские авторы предлагают классифицировать участников исследуемого рынка на компанию-покупателя и компанию-цель [1]. Ю.В. Игнатишин предлагает участников интеграции разделять на инициаторов и инициируемых [2, с.21]. В первом случае речь идет о компании, приобретающей права корпоративного контроля, а во втором — о предприятии, права контроля над которым приобретаются. В результате осуществления интеграции образуется новый, интегрированный участник. Ограничений по числу участников процесса не существует. Характеризуя участников рынка корпоративного контроля, мы считаем, что рынок корпоративного контроля это все же рынок, хоть и со специфическим товаром (прав собственности) и поэтому основных (главных) его участников логично было бы назвать традиционно для рыночных отношений – покупатель (инвестор) и продавец [3, с. 54]. Причем, как в качестве продавца, так и в качестве покупателя могут выступать отдельные компании, в том числе и с государственным участием, группы компаний, институциональные и частные инвесторы, менеджеры и работники компании (в случае приватизации). Помимо основных участников существуют и сопутствующие участники рынка. Государственные компании участвуют в сделках на рынке корпоративного контроля в нескольких направлениях. На наш взгляд, специфика деятельности государства на рынке корпоративного контроля обусловлена реализацией трех ключевых функций: приватизационные продажи; приобретение тех или иных активов (административными или рыночными методами); регулирование (законодательство, ведомственный контроль, правоприменение). Чаще всего речь идет о приобретении физическими и юридическими лицами в частную собственность как государственных предприятий (ГУ, ГУП, ФГУП), так и прав контроля государства в виде долей в юридически самостоятельных предприятиях, выставляемых на торги. Роль государства на рынке корпоративного контроля достаточно существенна. Так за первые 9 месяцев 2010 года было зафиксировано 58 подобных сделок, что на 11% меньше данных января-сентября 2009 года. При этом стоимостной объем составил $4,2 млрд (на 65% меньше данных аналогичного периода прошлого года. Обобщенные данные участия госкомпаний на рынке корпоративного контроля представлены в табл. 1 и 2 [4]. Таблица 1 Данные по продаже пакетов акций государством
Таблица 2 Данные по покупке пакетов акций государством
Данные таблиц 1 и 2 свидетельствуют о том, что государство является активным участником рынка корпоративного контроля и по словам А.Кудрина правительство планирует получать от приватизации (в том числе продажа акций) ежегодно по 10 млн долл. в течение 5 лет. За счет приватизации в бюджет РФ в 2009 году поступило 1,93 млрд рублей, а в 2010 году доходы бюджета от приватизации госимущества составили 18 млрд рублей. Отраслевая специфика по количественной и стоимостной доле участия госкомпаний на рынке корпоративного контроля представлена в таблице 3. Таблица 3 Отраслевая специфика участия госкомпаний на рынке корпоративного контроля
Можно утверждать, что средняя цена сделки с участием госкомпаний на рынке корпоративного контроля в последние годы значительно выше чем в целом по рынку. Одна из тенденций российского рынка M&A в финансовом секторе - наличие некоторых участников рынка, которые даже в период неопределенности способны заключать крупные сделки и реализовывать стратегии развития. Это в первую очередь - госбанки, получившие в период кризиса большую часть ликвидности, направленной на поддержку банковского сектора. Это можно видеть на примере трансграничных сделок: ОАО «Сбербанк» осуществляет выход на закрытый и ненасыщенный белорусский рынок, Внешэкономбанк осуществляет выкуп мажоритарного пакета проблемного банка в Украине. Привлечение Сбербанка в качестве стратегического инвестора в банковский сектор Беларуси через продажу 93,27% акций ОАО «БПС-Банк» за 280,8 млн. долл. США обеспечит расширение объемов кредитования экономики, рост конкуренции, а также появление на рынке новых банковских технологий и продуктов. Банковский сектор Беларуси является одним из наиболее привлекательных в СНГ ввиду умеренной распространенности банковских продуктов. Сделка была совершена в конце 2009 г. В России среди государственных банков доминирует Сбербанк РФ. По данным официального сайта банка корпоративный кредит в Сбербанке России может привлечь любое эффективно действующее юридическое лицо — резидент РФ /индивидуальный предприниматель, с момента государственной регистрации которого прошло не менее 1 года, не имеющий невыполненных обязательств перед Банком и иными кредиторами. Сбербанк России предлагает кредиты на различные цели, в том числе и на расширение и консолидацию бизнеса [5]. В течение 2010-2014 гг. Сбербанк планирует расширить объемы бизнеса ОАО «БПС-Банк» и достичь 12%-ной доли рынка корпоративного кредитования. Также планируется существенно увеличить объемы розничных операций [6]. Таким образом, государственные компании или компании с государственным участием, государственные кредитные учреждения, являются активными участниками сделок на рынке корпоративного контроля, играют важную роль в содействии переливу капитала, а стало быть, структурным сдвигам в экономике.
Литература:
|