Каталог статей

К.э.н. Каткова Т.Е., магистр экономики Ширкова В.В.

Марийский государственный технический университет, Россия

Инновационный инвестиционный проект как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия нефтяного комплекса

Существенное значение и актуальность углубленного изучения проблем в сфере инвестиционной деятельности в нефтяной отрасли РФ определяется необходимостью ее совершенствования, особенно в условиях перехода к инвестиционной политике, основанной на принципе самофинансирования развития нефтяной промышленности. Приоритетным направлениям инвестиционной деятельности уделяется значительное внимание в основополагающих документах, формирующих энергетическую политику страны: в «Энергетической стратегии России на период до 2020 года», в федеральных целевых программах [1]. Макро - экономическая ситуация в России в наибольшей степени зависит от топливно - энергетического комплекса и нефтяного сектора как его главной сырьевой составляющей. Однако сырьевая направленность экономики вызывает необходимость развития инновационных процессов в нефтяной отрасли. Эффективная деятельность предприятия нефтяного комплекса в долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов его развития и повышения конкурентоспособности в значительной мере определяется масштабом и характером инвестиционной деятельности, ее направленностью на инновационное развитие.

Целью исследования является экономическое обоснование инновационного инвестиционного проекта нефтяной компании, способствующего устойчивому развитию нефтяной отрасли на примере ОАО «Татнефть».

Методологической основой исследования послужили принципы системного, структурного и функционального подходов к изучению выбранной проблемы и поиску путей ее решения. Исследование основано на понятийном аппарате инвестиционной деятельности, инновационных процессов, инструментарии осуществления оценки эффективности инвестиционной деятельности, включающем совокупность методов, приемов и способов осуществления оценки эффективности инвестиций, а также совокупности основных экономических показателей, позволяющих описать текущую и перспективную эффективность инвестиционной деятельности предприятия. В процессе исследования применялись абстрактно-логические, статистические, экономико-математические и другие методы. Теоретической и методической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых по исследуемой проблеме. Информационную базу исследования составили нормативно-правовая, учебная, методическая, научная, справочная литература, периодические издания, статистическая отчетность организации, а также официальные сайты предприятия.

Компания «Татнефть» – одна из крупнейших в нефтегазовом комплексе России, ее основная деятельность осуществляется на территории РФ. Компания является холдинговой структурой, в состав которой входят нефтегазодобывающие управления, нефтегазоперерабатывающие, нефтехимические предприятия, предприятия и сервисные производства, реализующие нефть, продукты нефтегазо-переработки и нефтехимии. Миссией компании является укрепление и повышение статуса международно-признанной, финансово-устойчивой компании, как одного из крупнейших российских вертикально-интегрированных производителей нефти и газа, продуктов нефтепереработки и нефтехимии, с обеспечением высокого уровня социальной ответственности.

Направления инвестиционной деятельности ОАО «Татнефть» представлены в табл. 1. В структуре инвестиций большая часть приходится на прямые инвестиции, при этом динамика роста прямых инвестиций несколько отстает от динамики роста инвестиций портфельных [2, 3].

Предприятие производит бензин марок АИ-76 (80), АИ-92, АИ-95, дизельное топливо и др. [3]. Основной рынок сбыта продукции – Российская Федерация, но предприятие расширяет границы рынка сбыта до мирового уровня. Основные цели, которые преследует ОАО «Татнефть» на современном этапе развития: удовлетворение спроса населения РФ в бензине и другом топливе; увеличение объемов производства и реализации топливной продукции как на территории РФ, так и за ее границами; увеличение доли рынка топливных материалов в других странах; снижение постоянных издержек на единицу продукции; создание новых рабочих мест за счет увеличения объемов производства.

Таблица 1

Основные направления инвестиционной деятельности в 2006 - 2009 гг.

№ п/п

Направления

Млн.

руб.

Уд. вес, %

Млн. руб.

Уд. вес, %

Млн. руб.

Уд. вес, %

Млн. руб.

Уд. вес, %

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Инвестиции в добычу нефти на территории Республики Татарстан (РТ)

12483,1

66,8

16 761

40

29349

38,2

17668

16,9

Бурение

3880,1

20,7

6 135

14,6

9423

12,3

6882

6,6

Капитальное строительство

3091,7

16,5

2 895

6,9

8354

10,9

3442

3,3

Оборудование, не входящее в сметы строек

1898,7

10,2

2 785

6,6

4134

5,4

2491

2,4

Геолого-технические мероприятия

3250

17,4

4 666

11,1

6496

8,5

4715

4,5

Выкуп имущества, земли, прочее

362,6

1,9

280

0,7

942

1,2

138

0,1

  • Инвестиции в добычу нефти за пределами РТ

    1812,7

    9,7

    3 864

    9,2

    9624

    12,5

    2327

    2,2

  • Инвестиции в строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов

    240

    1,3

    15 175

    36,3

    17842

    23,2

    73749

    70,8

  • Инвестиции предприятий нефтехимического комплекса

    776,1

    4,1

    3 045

    7,2

    9533

    12,4

    7249

    6,9

  • Инвестиции в развитие розничного бизнеса

    654,1

    3,5

    307

    0,7

    1244

    1,6

    647

    0,6

  • Инвестиции зависимых добывающих обществ

    712,5

    3,8

    304

    0,7

    966

    1,3

    0

    0

  • Инвестиции сервисных и прочих предприятий

    855,9

    4,5

    320

    0,7

    1134

    1,6

    317

    0,3

  • Инвестиции в зарубежные контракты

    443,8

    2,4

    571

    1,4

    1280

    1,6

    1855

    1,8

  • Инвестиции в непроизводственную сферу

    723

    3,9

    1 580

    3,8

    5828

    7,6

    511

    0,5

    Итого по Группе «ТАТНЕФТЬ»

    18701,2

    100

    41 927

    100

    76800

    100

    104323

    100

    Достижению поставленных целей будет способствовать совершенствование инвестиционной деятельности на основе инновационной составляющей. Для этого можно предложить инновационный инвестиционный проект, который заключается в расширении производства бензина, то есть производства нового вида бензина с октановым числом до 99 единиц (бензин АИ-99 ЕВРО), произведенного с помощью метилтретбутилового эфира (МТБЭ).

    В последнее время ассортимент бензинов значительно пополнился за счет новых марок, выпускаемых по техническим условиям, что обусловлено ростом производства неэтилированного бензина и запрещением производства бензина этилированного. Широкое распространение в России и за рубежом при производстве высокооктановых бензинов получил МТБЭ.

    В настоящее время со стороны потребителей повышаются требования к качеству российского топлива. В связи с чем, российские компании с целью удовлетворения спроса потребителей разрабатывают новые виды топлива. Бензин АИ-99 ЕВРО удовлетворяет потребностям потребителей, так как обладает высоким качеством, доступной ценой и высокими топливными возможностями, что способствует высокому спросу на данный вид бензина. Новое топливо соответствует экологическому стандарту Евро-5 и значительно превосходит нормы стандарта РФ. Бензин, разработанный с использованием инновационных технологий, уменьшает количество отложений на впускных клапанах до 34 раз, сокращает уровень загрязнения карбюратора в среднем на 11%, обладает в 2,4 раза меньшей коррозионной активностью, если сравнивать качества нового топлива со стандартным бензином марки АИ-95. Кроме того, бензин АИ-99 ЕВРО предотвращает образование до 90% отложений в двигателе и удаляет до 60% уже существующих. По сравнению со стандартным бензином при использовании АИ-99 ЕВРО в выхлопных газах содержится в три раза меньше серы и на 16,7% меньше ароматических углеводородов. Данный вид бензина зарекомендует себя на рынке тем, что он безопаснее остальных видов по отношению к окружающей среде, он менее безвреден для самих автомобилей и для их двигателей. Бензин подходит как для легковых, так и для грузовых машин.

    Активное расширение дистрибуции нового топлива АИ-99 ЕВРО будет осуществляться в регионах присутствия сети АЗС ОАО «Татнефть» с целью обеспечения потребителей качественным продуктом нового поколения.

    Совокупный объем продаж новых иномарок в России последние несколько лет превышает 60-70%, что свидетельствует о ежегодном увеличении спроса на высокооктановые бензины. Из этого следует, что ежегодно увеличивается количество потенциальных покупателей, желающих заправлять автомобили качественным топливом. Поэтому круг потенциальных покупателей бензина АИ-99 ЕВРО достаточно широк, а конкурентоспособность велика, так как аналогов на топливном рынке пока нет. Бензин, как и другие виды автомобильного топлива, является товаром повышенного спроса, даже, несмотря на то, что цены на него постоянно растут. Высокое качество, доступная цена и высокие топливные возможности способствуют большому спросу на этот вид топлива. На российском топливном рынке на данный момент не существует бензина, соответствующего стандарту Евро-5, так как у большинства топливных компаний нет необходимого оборудования для производства столь сложного вида бензина.

    Целью предлагаемого инвестиционного проекта является внедрение линии для производства бензина АИ-99 ЕВРО, который по своим характеристикам и качественным показателям относится к новой группе товаров.

    Технологическая схема производства бензина АИ-99 ЕВРО состоит из трех основных стадий, предусматривающих переработку нефти, добавление примесей и обработку готового бензина. Основа для бензина – нефть (ресурс, добываемый из скважин из-под земли). Нефть перерабатывается на заводе, в результате получается промежуточное сырьё, к которому добавляется примесь, изготовленная из горюче-смазочных материалов, в итоге получается бензин высокого качества. Бензин АИ-99 ЕВРО состоит из переработанной нефти и примеси Евро-класса. Для производства необходимо добыть нефть, добавить к ней обработанную примесь, и готовое сырьё еще раз обработать. Нефть добывается из скважин путем откачки при помощи мощных насосов и буровых машин. Добыча занимает от 6 до 9 дней. Затем из горюче-смазочного сырья производят примесь (операция длится в течение 3 дней). После этого необходимо добавить примесь к нефтяной массе, и полученный бензин обработать в течение суток.

    Возможный годовой объем производства продукции определяется исходя из количества закупаемого оборудования и его сменной производительности.

    Сумма инвестиций, необходимая для реализации проекта по внедрению в производство бензина АИ-99 ЕВРО - 424163 тыс. руб. (табл. 2).

    Расходы на производство и продажу продукции, финансовые результаты проекта представлены в табл. 3. Из данных табл. 3, можно рассчитать точку безубыточности (ТБ) и уровень безопасности проекта (УБ): ТБ = 713,4 тыс. тонн, УБ = 61,8%.

    Таблица 2

    Состав и структура капитальных вложений по инвестиционному проекту

    Направление инвестиций

    Сумма инвестиций, тыс.р.

    1. Основные производственные фонды:

    234000

    1. 1. Приобретение оборудования (станок-качалка, станция управления СУР-21УМ-3, привод гидравлический ГП-1М, станция управления СУУ-00-00)

    210

    1. 2. Пусконаладочные расходы

    14

    1. 3. Прочие расходы (транспортные расходы и др.)

    10

  • Нематериальные активы (лицензия на использование процесса производства бензина)
  • 156

    Итого вложений в основной капитал

    234156

  • Прирост оборотного капитала
  • 190007

    Всего инвестиций

    424163

    Таблица 3

    Расходы на производство и продажу продукции, выручка и прибыль, тыс.р.

    Наименование показателей

    Год

    1

    2

    3

    4

    5

    1. Объем продажи (производства) продукции, тыс. тонн

    1686,18

    1891,81

    1953,5

    2035,75

    2056,32

  • Цена продажи 1 тыс. тонн продукции, тыс.р.
  • 5892

    6599

    7193

    7768,44

    8234,5

  • Выручка от продажи, тыс. руб.
  • 9934972,6

    12484054

    14051526

    15814602

    16932767

  • Внереализационные расходы
  • 0

    0

    0

    0

    0

  • Расходы на производство и продажу продукции, всего
  • 8467283,1

    9485272,2

    9790712,5

    10197963

    10299792

  • 1 В том числе производственные издержки всего, из них:
  • 8141618,3

    9120454

    9414146,6

    9805733,9

    9903647

    Операционные издержки - всего

    8094818,3

    8890619,7

    9129394,2

    9447757,8

    9527362

    в том числе: переменные издержки

    6572401,9

    7368203,3

    7606977,7

    7925341,4

    8004945,6

    постоянные издержки

    1522416,4

    1522416,4

    1522416,4

    1522416,4

    1522416,4

    Амортизационные отчисления

    46800

    46800

    46800

    46800

    46800

  • 2 Расходы на продажу продукции
  • 325664,73

    364818,16

    376565,86

    392229,36

    396144,98

  • Из общей суммы расходов:
  • 8467283,1

    9485272,2

    9790712,5

    10197963

    10299792

  • 1 Расходы на производство и сбыт продукции
  • 8420483,1

    9438472,2

    9743912,5

    10151163

    10252992

  • 2 Амортизационные отчисления
  • 46800

    46800

    46800

    46800

    46800

  • 3 Налоги, относимые на себестоимость
  • 0

    0

    0

    0

    0

  • 4 Проценты по кредитам, включаемые в себестоимость
  • 0

    0

    0

    0

    0

  • Расходы на страхование проекта
  • 0

    0

    0

    0

    0

  • Прибыль до налогообложения
  • 1467689,5

    2998782

    4260813

    5616638,5

    6632975

  • Платежи из прибыли в бюджет
  • 352245,48

    719707,68

    1022595,1

    1347993,2

    1591914

  • Уплата процентов за кредит всего
  • 0

    0

    0

    0

    0

    11. Чистый доход

    1115444

    2279074,3

    3238217,9

    4268645,2

    5041061

    12. Чистый приток от операций

    1162244

    2325874,3

    3285017,9

    4315445,2

    5087861

    Показатели эффективности инвестиционного проекта свидетельствуют о его эффективности: чистый доход = 15752279,5 тыс. р. > 0, чистый дисконтированный доход = 6332416,357 тыс. р. > 0, индекс доходности = 67,32 > 1, индекс доходности дисконтированный = 28,06 > 1, внутренняя норма доходности = 181% > 15%, срок окупаемости - 5,2 месяцев, дисконтированный срок окупаемости - 4,44 месяцев. Проект возможно осуществить за счет собственных средств, то есть компании не придется прибегать к услугам инвесторов. Таким образом, проект может быть рекомендован к внедрению в производство.

    В инвестиционном проекте предложена достаточна низкая оптовая цена, которая при реализации проекта может быть повышена. Исследования нефтяного мирового рынка свидетельствуют о том, что у предприятия при осуществлении проекта есть большие перспективы для повышения чистой прибыли за счет увеличения объемов продаж и оптовой цены.

    Литература:

    1. Каткова, Т.Е. Состояние и проблемы управления эффективностью инвестиционной деятельности в нефтяном секторе российской экономики / Т.Е. Каткова // Актуальные проблемы современной экономики: сб. науч. тр. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2010 – С. 170 -180.
    2. Ширкова, В.В., Каткова, Т.Е. Исследование инвестиционной деятельности в нефтегазовом комплексе на примере ОАО «ТАТНЕФТЬ» / В.В. Ширкова, Т.Е. Каткова // Глобализация. Глобалистика. Потенциалы и перспективы России в глобальном мире. Тринадцатые Вавиловские чтения: материалы постоянно действующей Всероссийской междисциплинарной науч. конф. с междунар. участием: в 2 ч. под общ. ред. проф. В.П. Шалаева. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2010. – Ч. 2. – С. 184 – 185.
    3. Ширкова, В.В. Особенности формирования инвестиционного портфеля в нефтегазовом комплексе на примере ОАО «Татнефть» / В.В. Ширкова // Духовно-нравственные регулятивы профессиональной деятельности человека: мат-лы Всеросс-ой науч. конф. студентов и молодых ученых. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2010. – С. 102 – 103.