Каталог статей | |||||||||||||||||||||||||||||
аспирант Изюмова О.Н. Кисловодский институт экономики и права, Россия Экономическая сущность и природа инвестиционной привлекательности регионаИнвестиционная привлекательность региона выступает основным индикатором, формирующим инвестиционный климат. В современной экономической науке разделяют подходы к характеристике природы инвестиционной привлекательности. Это обстоятельство определяется тем, что с одной стороны инвестиционная привлекательность определяет условия реализации инвестиционной политики региона, с другой стороны выступает качественным показателем реализуемой инвестиционной политики на современном этапе. Оценка инвестиционного климата региона – это процесс определения тенденций, влияющих или способных влиять на эффективность инвестиционной деятельности в регионе, а значит и на желание потенциального инвестора осуществлять вложения. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» на своем официальном сайте характеризую инвестиционный потенциал как объективные возможности страны, а инвестиционный риск как условия деятельности инвестора. Распределение регионов России соответственно условиям инвестирования показано в таблице 1. Изучение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики направлено на исследование их конъюнктуры, динамики и перспектив развития потребностей общества в продукции этих отраслей. Именно потребности общества определяют приоритеты в развитии отдельных отраслей. Так, традиционно приоритетными в Российской Федерации являются топливно-энергетический комплекс, машиностроение, транспорт и строительство. Таблица 1. Распределение интересов инвесторов в зависимости от уровня риска, присущего региону
Регионы России качественно отличаются характеристиками макроэкономических показателей и как следствие имеют разный уровень инвестиционного потенциала. Рост хозяйственной самостоятельности регионов в проведении региональной инвестиционной политики инициирует усиление конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий для его использования. Факторы, оказывающие влияние на инвестиционную привлекательность регионов, можно разделить в зависимости от степени влияния общества на объективные и субъективные. К числу объективных факторов можно отнести ресурсный потенциал региона, природно-климатические условия, географическое местоположение, демографическая ситуация и др. Субъективные факторы связаны с активностью региональных органов исполнительной власти, качеством законодательной базы, стабильностью политической ситуации в регионе и т.д. Методы оценки инвестиционного климата достаточно разнообразны. Они включают в свой состав экономико-математические методы, методы факторного анализа, методы экспертных оценок. Учитывая результаты, полученные в ходе анализа региону или городу присваивается инвестиционный рейтинг. Рейтинг является важным показателем для инвесторов, большинство которых не в состоянии проводить самостоятельные детальные исследования, особенно иностранные инвесторы. Региональные органы власти стали проявлять значительную активность в улучшении инвестиционной привлекательности региона, создании зон наибольшего благоприятствования, развитии лизинговой деятельности, кредитной поддержки инвестиций. В период с 1993 по 1997 гг. Волгоградской областной думой велась активная деятельность по созданию собственно законодательной базы в сфере инвестиций. Депутаты Волгоградской областной Думы первого созыва приняли еще два закона: «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области» и «О налоговых льготах инвесторам». Эти законы установили правовые основы и порядок инвестиционной деятельности на территории региона. Также были заложены основы государственной поддержки малого предпринимательства, разработана упрощенная система налогообложения, что послужило развитию большого числа малых предприятий на территории Волгоградской области. В 1997 году была начата работа по формированию законодательной базы для обеспечения льготного режима для особо важных производств и территорий. Предполагалось, что эти меры должны окупиться прибылью, прибавкой рабочих мест и ростом заработной платы. Речь шла о создании зон экономического развития для создания благоприятного режима предпринимательской и инвестиционной деятельности отечественным и иностранным инвесторам. В 1997 году закон «О порядке создания зон экономического развития на территории Волгоградской области» был принят и установил зоны экономического развития на территориях крупнейших предприятий региона: ОАО «Волгоградский завод ЖБИ №1», ЗАО «Металлургический завод «Красный Октябрь», ФГУП «Баррикады», ОАО «Химпром», ОАО «ВГТЗ». Кроме того, зонами экономического развития были признаны не только предприятия, но и целые районы Волгоградской области - Алексеевский, Суровикинский, Котовский и Палласовский. Зоны экономического развития просуществовали в области почти 9 лет. Благодаря закону, разрешившему создавать такие зоны, наиболее острые экономические проблемы ряда предприятий и территорий были сняты. И, хотя введенные налоговые льготы, казалось бы, должны были лишить казну части доходов, выигрыш за счет создания новых рабочих мест, дополнительных доходов для населения и соответствующих платежей в Пенсионный и иные социальные фонды был существенным [7]. Депутатами областной думы Волгоградской области второго созыва (1997-2000 гг.) был принят базовый закон «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области» определил правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области. Создание механизма осуществления региональной политики в сфере промышленной деятельности, обеспечил закон «О региональной промышленной политике и промышленной деятельности на территории Волгоградской области». Закон «О дополнительной государственной поддержке роста объемов производства» был принят в целях насыщения внутреннего рынка и повышения экспортного потенциала региона. Основной упор в развитии регионального экономического законодательства депутатами третьего созыва (2003 - 2009 гг.) областной думы Волгоградской области был сделан на повышение инвестиционной привлекательности региона. Основы инвестиционного законодательства были заложены региональными парламентариями еще в 2002 году с принятием Закона «Об инвестиционной деятельности в Волгоградской области». Свое логическое продолжение это направление деятельности получило в 2007-2008 годах, когда были разработаны и вступили в действие Законы «О залоговом фонде Волгоградской области», «О государственных гарантиях Волгоградской области». Кроме этого, были законодательно установлены преференции в виде льгот по налогам на имущество, землю, прибыль для компаний, реализующих свои проекты на территории региона. Таким образом, был сформирован полный пакет инвестиционного законодательства. Принятый в регионе в марте 2010 года новый инвестиционный закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области» по сравнению с ранее действовавшим в два раза расширил меры государственной поддержки инвесторам. В соответствии с ним господдержка оказывается инвесторам, реализующим проекты в приоритетных направлениях развития региона, а именно - внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий; природоохранных и инновационных технологий; развитие промышленного, энергетического, агропромышленного, строительного комплексов; строительство объектов здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта и других. В 2011 году совершенствование законодательства в данном направлении будет продолжено. В настоящее время в областной Думе находится на рассмотрении проект закона, предусматривающий внесение ряда изменений в базовый закон, в том числе расширение перечня приоритетных направлений, по которым будет оказываться государственная поддержка. Так, дополнительно вводится направление «строительство и реконструкция объектов дошкольного образования». Привлекательное инвестиционное законодательство, а также наличие трудового, производственного, финансового, инновационного, инфраструктурного и природно-ресурсного факторов позволили привлечь в Волгоградскую область инвестиции таких крупных компаний, как ОАО «МХК «ЕвроХим», ОАО «РЖД», НК «ЛУКОЙЛ», «СИБУР», а также крупного международного производителя и поставщика пищевых, сельскохозяйственных, промышленных и финансовых продуктов и услуг – компанию «Каргилл Ойл Раша». Инвестиционная привлекательность региона напрямую связана с отраслевой особенностью экономических объектов субъекта Российской Федерации. Для «сиюминутной», недолговременной оценки инвестиционной привлекательности отраслей в качестве основного показателя принимается уровень прибыльности используемых активов, рассчитанный как прибыль от реализации продукции, отнесенная к общей сумме активов, либо как балансовая прибыль, отнесенная к общей сумме используемых активов. Общая оценка инвестиционной привлекательности отраслей рассчитывается с учетом инфляционных процессов банковских ставок и уровней инвестиционных рисков. Таким образом, инвестиционная привлекательность отрасли представляет собой совокупность различных объективных признаков, свойств, средств и возможностей отрасли, обусловливающих платежеспособный спрос на капиталообразующие инвестиции конкретной отрасли. В настоящее время не существует единой методики определения инвестиционной привлекательности отрасли. Для этих целей может использоваться ряд альтернативных методик, представленных в таблице 2. Согласно, например, первой из них инвестиционная привлекательность отрасли оценивается на основе комплекса разнообразных факторов, всесторонне определяющих отрасль. Для этой цели было выделено пять групп признаков: отношения собственности и монополизм отрасли, спрос на продукцию, финансовое состояние отрасли, воздействие на природную среду, социально-политический климат на предприятиях отрасли. Проанализировав инвестиционную привлекательность отраслей согласно этой методике, можно сделать вывод, что наиболее привлекательными для инвестиций являются отрасли топливно-энергетического комплекса, в особенности нефтяная и газовая. Исключение составляет угольная промышленность из-за слишком высокого вреда, наносимого окружающей среде. В соответствии со второй методикой оценка инвестиционной привлекательности отрасли проводится на основании ее финансового состояния. Одна из весьма значимых характеристик финансового состояния отрасли — ее текущая доходность. Совокупный уровень доходности отдельной отрасли промышленности может оцениваться по: доходности продаж, доходности активов, доходности собственных средств и доходности инвестированного капитала. Таблица 2. - Характеристика альтернативных методик определения инвестиционной привлекательности отрасли
Наивысшую инвестиционную привлекательность здесь имеют также отрасли топливно-энергетического комплекса, в особенности нефтяная и газовая. В третьей методике инвестиционная привлекательность отрасли определяется на основании макроэкономического мультипликатора. Мультипликатор показывает, насколько увеличится валовой внутренний продукт, если инвестиции в данную отрасль возрастут на единицу. Мультипликатор отражает механизм создания косвенных макроэкономических эффектов через дополнительный спрос в результате осуществления инвестиционных проектов и функционирования предприятий отрасли. Инвестиционный мультипликатор рассчитывается на основании матрицы межотраслевого баланса. Известно, что макроэкономический мультипликатор для нефтегазового комплекса больше двух. Это означает, что прирост инвестиций в нефтегазовый комплекс на один рубль (доллар) приводит к увеличению ВВП более чем на два рубля (доллара). После того как проведена оценка инвестиционной привлекательности по отраслям экономики, важно выбрать наиболее эффективное с инвестиционной точки зрения предприятие. В настоящее время нет единой методики, но, на наш взгляд, за базис системной оценки могут быть взяты такие ключевые параметры предприятия, как его финансовая устойчивость, экономическое состояние и перспективы развития, деловая репутация и качество управления, кредитная история и возможности роста акций предприятий. Для выбора данных параметров из полного возможного набора параметров, включающего в себя отраслевой фактор, структуру собственности, степень диверсификации бизнеса компании, масштаб предприятия, качество инвестиционной и финансовой политики, финансовую устойчивость и экономическое состояние, кредитную историю, деловую репутацию, качество корпоративного управления, перспективы роста цены, был произведен опрос экспертов-аналитиков ведущих инвестиционных банков, работающих на российских рынках ценных бумаг и корпоративного финансирования. Таким образом, исследуя проблемы активизации инвестиционной привлекательности регионов можно отметить, что уровень инвестиционной привлекательности выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Инвестиционный потенциал складывается в виде суммы объективных и субъективных предпосылок для инвестиций, зависящей как от разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья» региона. Инвестиционный потенциал включает восемь частных потенциалов:
Все перечисленные виды потенциала носят обобщенный характер. Каждый из них рассчитывается как средневзвешенная сумма ряда статистических показателей, а общий инвестиционный потенциал региона в свою очередь определяется как взвешенная сумма частных потенциалов. Уровень некоммерческого инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них и рассчитывается как средневзвешенная сумма следующих видов риска:
При расчете этого риска учитывались как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно. Подводя итог исследования роли и принципов формирования региональной инвестиционной политики в современных условиях можно отметить, что децентрализация государственного управления экономикой России привела к повышению значимости регионального уровня регулирования экономических процессов. Различия в социально-экономическом развитии каждого региона диктуют необходимость формирования сбалансированной стратегии инвестиционной деятельности. Органы местного самоуправления должны стимулировать и регулировать инвестиционные процессы, формировать благоприятные условия для привлечения необходимого объема инвестиций в промышленность региона. В долгосрочной перспективе региональные инвестиционные программы должны способствовать снижению социально-экономической дифференциации регионов, должны быть ориентированы на самостоятельное развитие регионов. Для этого необходимо не просто предоставлять депрессивным регионам субвенции из федерального бюджета, а именно осуществлять инвестиции в их реальный сектор, формировать условия и стимулы для постепенного перехода от пассивного использования финансовой помощи центра к поддержке конкурентоспособных производств, пополняющих доходы региональных бюджетов. Кроме того, желательно не выделение «рассеянных» инвестиций, а формирование «региональных полюсов роста», которые смогли бы стать локомотивами экономического роста. В связи с этим необходимо выявление конкурентных преимуществ территорий, определение перспективных отраслей экономики в каждом регионе. В плане перераспределения финансовых ресурсов необходимо исходить из того, что государство должно не «обирать» более богатые территории в пользу бедных, а стремиться к разумному компромиссу между поддержкой депрессивных регионов и созданием благоприятных условий для развития всех регионов. Таким образом, целью должна стать разработка комплексной территориально-отраслевой инвестиционной программы, способной обеспечить развитие всей российской экономики за счет быстрого, пропорционального и технологически сбалансированного развития регионов.
Литература:
|