Каталог статей

Басок И. Л., Закалинская Е. А.
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского

Состояние системы контроля качества аудиторских услуг в Украине

Проблема качества аудиторских услуг составляет актуальное направление научных исследований как в Украине, так и в странах мира. Качество аудита проявляется в соответствии результатов проверки приведенных в аудиторском заключении реальному состоянию деятельности предприятия, на котором проводился аудит. Готовя аудиторское заключение по результатам проверки, аудитор должен учитывать интересы владельцев предприятия, его руководства, а также внешних пользователей - государственных органов, кредиторов, инвесторов и тому подобное. Интересы приведенных пользователей экономической информации не только не совпадают, но и часто бывают противоположными. Недостаточный уровень развития в Украине финансового рынка, неподобающий контроль со стороны государства по состоянию экономической информации, которая подается внешним группам пользователей, предопределяют возможность влияния руководителя проверяемого предприятия на подготовку аудиторского заключения. Все перечисленное является основными причинами особого внимания к контролю качества аудиторских услуг в Украине.[3] Целью этой статьи является оценка системы контроля качества аудиторских услуг в Украине и пути повышения ее эффективности.

Дисциплинарной комиссией АПУ были выделены такие основные жалобы на аудиторов, как:

  • потеря аудитором независимости;
  • низкое качество аудиторских услуг;
  • неэтичные высказывания аудиторов в официальных документах;
  • неустановление фактов ошибок в налоговом учете в ходе аудиторских проверок и некоторый другие.

Результаты контрольных проверок сути жалоб свидетельствуют, что аудиторы, на которых поступают жалобы, допускают такие нарушения:

  • не планируют проверки, не учитывают рисков результатов проверки;
  • доверяют предоставленным документам, не учитывая достаточности и соответствия их цели и предмету проверки;
  • не составляют и не сохраняют рабочую документацию;
  • выступают как внутренние аудиторы одного корпоративного субъекта хозяйствования;
  • сотрудничают с органами прокуратуры и милиции, выдавая ложное заключение. [1]

Для решения этих проблем, на наш взгляд, следует учитывать опыт зарубежных стран, в которых рынок аудиторских услуг развит лучше. В большинстве стран Евросоюза уже внедрена и действует система контроля качества, где используются такие прогрессивные методологии, как: проверка «пиер» и мониторинг.

Проверка «пиер» - это деятельность практикующих аудиторов, вовлеченных к проведению проверок на местах. Мониторинг – это система, при которой профессиональный или контролирующий орган с постоянным персоналом сотрудников руководит системой обеспечения качества и осуществляет проверки обеспечения качества.

В нашей стране система контроля качества только на пути становления и направлена на то, что бы удовлетворить полноту соблюдения стандартов аудита и норм профессиональной этики аудиторов при каждом задании, когда контроль качества создается для всей аудиторской фирмы и применяется к каждому индивидуальному обязательству.

Особой актуальности приобретает проблема внедрения системы внешнего контроля качества аудиторской деятельности при адаптации Законодательства Украины к Законодательству ЕС. Согласно Директиве ЕС от 17 мая 2006 года – каждый член ЕС должен следить за тем, что бы ко всем аудиторским фирмам применялась система обеспечения качества, которая предоставляла бы уверенность, что аудиторы обеспечивают потребности общества, выполняют работу высокого качества, поддерживают в обществе уверенность и высокий профессионализм, избегают негативных последствий непрофессиональной работы, которая понижает авторитет аудитора перед обществом. Система обеспечения качества должна гарантировать такой подход, согласно которому все субъекты, которые осуществляют проверку работы аудиторов и аудиторских фирм, имели бы соответствующее профессиональное образование, опыт работы, а так же прошли специальную профессиональную подготовку по вопросам проверки обеспечения качества аудиторской деятельности.[2]

Так же большое значение имеет саморегулирование аудиторами своей деятельности. В интересах профессии аудитора и общества в целом необходимо достичь того, что бы аудиторы обеспечивали внедрение и популяризацию саморегулируемой деятельности подобного типа. А этому, в определенной степени может способствовать четкий и понятный порядок внешней проверки качества аудиторских услуг. Таким образом, можно сказать что состояние системы контроля качества аудиторских услуг в Украине находится только на стадии развития, и для повышения ее эффективности следует установить четкие требования к организации этой системы. Для достижение ожидаемого эффекта следует оценить опыт зарубежных стран, в которых такая система уже достигла высокого качества и адаптировать к украинскому рынку аудиторских услуг.

Литература

  1. Драч В. И. Наступний крок забеспечення якості аудиторських послуг/Аудитор Украины №5 2009 г, стр.60
  2. Редько А. Качество аудиторских услуг: философия и мифология/Бухгалтерский учет и аудит №1 2009 г., стр.46
  3. Организация контроля качества аудита на уровне профессиональных аудиторских объединений/ [сылка более недоступна}