Каталог статей |
Малапура Р.В. Инновационные процессы в развитии туризма УкраиныВ последние десятилетия в большинстве развитых стран возрастающими темпами развивается сфера услуг, превышая рост промышленного производства. Доходы от международного туризма в 1999 году составили 500 млрд. долл., что составляет 12 % мирового валового продукта. В 2010 году сумма доходов от международного туризма достигла 919 млрд. долл. Предполагается, что к 2020 году доходы от туризма достигнут 3 трлн. дол. В 40 странах мира туризм является главным источником бюджета, а еще в 70 странах – одной из трех составных частей. Туризм – понятие, включающее в себя множество аспектов. В узком смысле это форма активного отдыха (путешествия, экскурсии, походы, спортивные мероприятия). В широком – отрасль экономики (обеспечение занятости населения, увеличение денежных поступлений, формирование туристического рынка). Сегодня туристские услуги предлагают около 150 стран мира, каждая из которых имеет свой характерный образ и может положительно влиять на все более разнообразный спрос и мотивацию поездок туристов. Эффективному развитию туризма способствует формирование разнообразных сегментов и ниш международного рынка. Индустрия отдыха превращается в лидирующую отрасль мировой экономики [2]. Характерной особенностью процесса глобализации в туристской отрасли является применение новейших информационных и телекоммуникационных технологий, которые способствуют повышению эффективности и совершенствованию работы компаний, улучшению обслуживания клиентов, ускорению всех оперативных процедур, созданию новых маркетинговых методик и распределительных каналов. Украина, обладая большим туристическим потенциалом, является неотъемлемой составной частью мирового туристического процесса. Однако, сложившаяся в Украине организация рекреационного хозяйства совершенно неконкурентоспособна на мировом рынке: слабая материально-техническая база, на 70 % нуждается в реконструкции или в новом строительстве привлекательных для туристов объектов, низкий уровень сервиса, отсутствие необходимой индустрии развлечений, запущенность памятников истории и культуры, экологические проблемы и т.д. Преодоление этих негативных тенденций возможно путем внедрения нововведений [1]. В туристском бизнесе активно используются возможности Интернета, развивается торговля услугами в онлайновом режиме. Туристский бизнес опирается на фундамент накопленных знаний. Поэтому, сначала, необходимо изучить опыт прошлого, соотнести его с настоящим, стать экспертом в своей области и только затем приступать к воплощению новых идей и внедрению инноваций. Одним из признаков успеха на рынке является увеличение рыночной доли. Исследования показывают, что не реклама и не активное продвижение продукта обеспечивают устойчивый рост доли рынка, а инновации во всех направлениях туристской деятельности. Инновационные процессы проходят в межгосударственных и национальных системах управления туристской деятельностью; освоении новых технологий (электронная торговля, создание виртуальных туристских фирм); формах маркетинга, создании туристского продукта[3]. Что касается развития инновационных процессов в туристической сфере Украины, то они заключаются в следующем:
Однако следует отметить, что результаты курортных сезонов за прошедшие 2009-2010 гг уже улучшаются. Так, в 2009 году реализация мероприятий по организации курортного сезона позволила увеличить поступления платежей от курортных районов на 10,8 %. Однако восстановить рекреационно-туристическую сферу до ее былых масштабов – дело сложное. Необходимы нововведения, инвестиции, надо разработать и отладить механизм по расширению кооперации в сфере предоставления туристических услуг. Но самое важное – поднять уровень жизни населения.
Литература:
|