Каталог статей |
Кизимбаева А.Б., к.э.н.,ст.преподаватель Управление реализацией инновационных проектовВ целях достижения развития Казахстана путем диверсификации отраслей экономики, способствующей уходу от сырьевой направленности, правительство разработало стратегию индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 год. В послании президента народу Казахстана сказано, что основная цель стратегии – это создание предпринимательского климата, конкурентоспособной среды и системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор в создании производств с высокой добавленной стоимостью. Конкретные меры практической реализации стратегии изложены в плане мероприятий на 2003-2005 годы, где основной акцент ставится на комплексе мероприятий по технологическому перевооружению экономики. Инновационные разработки, создание технопарков и наукоемких производств будут концентрироваться вокруг приоритетных секторов промышленности: нефтяного сектора, горнометаллургической отрасли, продовольственного сектора и строительства. (1) Успешная реализация Стратегии индустриально-инновационного развития должна способствовать обеспечению долговременного устойчивого роста экономики страны на основе диверсификации, модернизации экономики и создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта. Будут созданы новые финансовые институты, использующие современные методики в области определения перспективности инвестиционных идей и проектов. Налоговое и таможенное законодательство будет ориентировано на стимулирование конкуренции, экспорта казахстанской продукции и приток инвестиций в экономику страны. (2) Повысится уровень привлекательности Казахстана для инвестиций, трансферта технологий, обмена научными достижениями за счет создания современной и развитой научно-инновационной и производственной инфраструктуры, эффективной системы подготовки высококвалифицированных управленческих, научных, инженерных, технических и рабочих кадров. (3) Произойдут существенные структурные преобразования в пользу производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью. Существенно диверсифицируется экспорт и расширится выход Казахстана на мировой рынок с готовой продукцией, углубится интеграция экономики Казахстана с мировой экономикой не только через сырьевые товары, но и за счет готовых изделий и инновационных услуг. Решающий перелом произойдет в развитии малого и среднего, особенно инновационного, бизнеса. В стране резко сократится доля нерыночных секторов экономики. Будет обеспечена прозрачность финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Снижение рисков даст толчок притоку инвестиций в обрабатывающий сектор промышленности, сделает его привлекательным и для иностранных инвесторов, что будет способствовать привлечению современных управленческих методов и производственных технологий в этот сектор. Ожидается кардинальное улучшение работы фондового рынка, вовлечение в инвестиционные ресурсы реального сектора экономики средств пенсионных, страховых, инвестиционных фондов и средств населения, произойдут заметные сдвиги в трансформации доходов сырьевого сектора в доходы и инвестиции обрабатывающего сектора, в межотраслевом переливе капитала. Предложенные подходы и меры приведут к росту капитализации банков и снижению банковских кредитных рисков. Это, в свою очередь, создаст необходимые предпосылки для роста инвестиционных ресурсов, снижения до 3-4% ставок по кредитам, расширения доступа малого и среднего бизнеса к банковским кредитным ресурсам. Укрепление доверия к банковским и другим финансовым институтам позволит решить проблемы трансформации валовых сбережений в инвестиции в обрабатывающий сектор. Улучшение инвестиционного климата и дальнейшая либерализация экономики в целом приведут не только к росту привлечения иностранных инвестиций и экспорта товаров, но и легальному вывозу и выгодному размещению отечественного капитала за рубежом. Реализация мер по снижению налогового бремени на экономику и дерегулированию деятельности предпринимательства существенно изменит соотношения между "официальной" и "теневой" экономикой.(4) Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3 раза и снизить энергоемкость ВВП в 2 раза. Результаты от реализации Стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и промышленного производства. Реализация Стратегии позволит:
Вместе с тем без реализации Стратегии доля добавленной стоимости горнодобывающих отраслей в промышленном производстве в 2015 году может достигнуть 55-56%, в том числе в добыче нефти - 50-51%, против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализации Стратегии горнодобывающие производства составят только 46-47%. При этом доля наукоемких и высокотехнологичных производств возрастет с 0,1% от ВВП в 2000 году до 1-1,4% в 2015 году. Качественные изменения произойдут в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема добавленной стоимости обрабатывающей промышленности до 27-28%, а доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45-46%. При этом доля наукоемкой и высокотехнологичной продукции составит 9-11% против 0,6% в 2000 году. Будут расти и прожиточный минимум, минимальная зарплата и пенсии. Реальные денежные доходы населения страны увеличатся в 2,1-2,4 раза. Важное значение государством придается созданию специальных экономических зон (СЭЗ), технопарков и зон высоких технологий, условия в которых должны будут стимулировать создание производств с высокой добавленной стоимостью, основанных на использовании передовых технологий и инноваций. Всеми вопросами технологического перевооружения будет заниматься «Центр инжиниринга и трансферта технологий» (ЦИТТ), созданный правительством РК в целях реализации стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана в августе 2003. Центр учрежден в форме акционерного общества со 100% участием государства, как один из центральных институтов, ответственный за развитие инновационной деятельности и инфраструктуры в Республике Казахстан.(5) Развитие технопарков на территории республики – это одно из множества направлений в экономике, продвигаемых в правительственных кругах. Технопарки, которые будут создаваться в городах, имеющие в наличии сеть научных и промышленных организаций с высоким научно-технологическим потенциалом, призваны консолидировать инициативы частного сектора, наработки опыта отечественной и мировой науки, а также финансовые ресурсы государства – иностранных инвесторов и частного сектора экономики. По разработанной концепции технопарков система состоит из двух парков: национального и регионального. Задача национального парка – помогать системным и новым отраслям хорошим экспортным потенциалом. Технопарки и бизнес-инкубаторы должны обеспечить технологический прорыв в отраслях обрабатывающей промышленности страны, а также сформировать потенциал для экспорта новых видов продукции и услуг. Предусматривается совершенствование правового поля для деятельности технопарков в создании эффективного механизма финансирования научно-технологических разработок ровно, как определении и защиты авторских прав на продукцию, произведенную в технопарках. В настоящее время со стороны правительства планируется дополнительное изучение работ по эффективному созданию подобных парков с привлечением международных экспертов для определения условий по их эффективному созданию и управлению. Одновременно предполагается проведение комплексных исследований по конкурентоспособности отраслей промышленности, изучению потенциальных рынков сбыта, влияние законодательства на развитие инноваций по выявлению слабых и сильных сторон индустриально-инновационной сферы. Кроме того, будут определены направления совершенствования законодательства, стимулирование создания высокотехнологичных производств и построение системной инновации. Работу в этом направлении на текущий момент ведет Центр маркетинговых и аналитических исследований РК. Для достижения стратегии предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование фискальной, образовательной, антимонопольной инфраструктурной политики. Эффективная реализация мероприятий первого этапа стратегии позволит качественно улучшить достижения науки, повысить конкурентоспособность отраслей промышленности, что, в свою очередь, позволит снизить риски для иностранных инвестиций в обрабатывающий сектор экономики. (6) Список использованной литературы
|