Каталог статей |
Нестеренко Л.А., Федорова А.А. Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган – Барановского Коучинг как инновационный метод управления персоналом предприятияВ условиях постоянного роста конкуренции компании находятся в постоянном поиске новых инструментов и методов, которые позволяют не только повысить уровень конкурентоспособности продукции, товаров и услуг, но и развить человеческие ресурсы фирмы. Сотрудник компании, на сегодняшний день является не просто исполнителем определенного аспекта работы, но и представляет собой ресурс, обеспечивающий конкурентоспособность предприятия. Данная ситуация является причиной появления необходимости не только в развитии и повышении квалификации, но и в раскрытии потенциала личности за счет эффективного управления и взаимодействия. Одним из инструментов, позволяющим раскрыть внутренний потенциал сотрудника и мотивировать его в процессе осуществления деятельности, является «коучинг». Проанализировав работы таких ученых, как У. Тимоти Голви, Джон Уитмор, Томас Дж. Леонард, которые занимались изучением данного метода управления, можно сделать вывод, что «коучинг (от англ. 'coach' – наставлять, воодушевлять) – методика раскрытия потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности. Это метод управления, метод взаимодействия с людьми, способ мышления, способ бытия» [1]. Дальнейшему исследованию подлежит рассмотрение вопросов, касающихся необходимости внедрения данного инструмента в практической деятельности предприятия. На сегодняшний день, термин «коучинг» распространен практически во всех экономически развитых странах и приобрел особое значение в сфере HR-менеджмента. В мире насчитывается около 40 тысяч бизнес - коучей, которые совместно генерируют около $1,5 миллиарда долларов, и консультируют топ -менеджеров ведущих компаний планеты [2]. Коучинг отличается от инструктирования, наставничества, консультирования и психоанализа. Это инструмент личностного и профессионального развития, основой практической реализации которого является искусство системно задавать вопросы, что позволяет человеку самостоятельно проанализировать сложившуюся ситуацию или проблему, найти пути еще решения и разработать план действий для достижения цели [2]. Данный метод управления может рассматриваться как:
Основная задача коучинга - не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. Сущность этого подхода заключена в раскрытии спящего внутреннего потенциала, и приведении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека [2]. Вышеперечисленные цели достигается специалистами в области коучинга за счет проведения следующих мероприятий:
Таким образом, данный метод управления является актуальным, так как его практическое использование дает возможность оптимизировать человеческие ресурсы, которыми обладает компания. В Украине уровень использование коучинга находится на начальном этапе. Это объясняется наличием следующих барьеров в бизнес - среде:
Данная тенденция отображена в результатах исследования, проведенного компанией Talent Equity Institute и компанией Ward Howell в 2010 году (рис.1.) [2]. В нем приняли участие 100 респондентов из украинских и российских компаний с количеством сотрудников от 5 человек до 50 тыс. человек (в том числе компании, входящие в глобальные корпорации с численностью персонала до 360 тыс. человек). Согласно проведенному исследованию, 39% опрошенных не выделяют данный метод управления как приоритетный; 31% респондентов не достаточно проинформированы касательно «коучинга»; 17% высказали сомнения на счет эффективности применения данного инструмента.
Рис.1. Причины, по которым компания не пользовалась коучингом, % [2]. Таким образом, коучинг как инструмент современного менеджмента находится на начальном этапе внедрения в бизнес - практику. С учетом перечисленных барьеров для практического применения «коучинга», следует отметить преимущества использования данного метода управления: создание мотивирующей и объединяющей линии поведения, которая стимулирует высокую инициативность сотрудников; эффективное использование потенциала работников; повышение производительности труда, и, как следствие, возрастание конкурентоспособности.
Литература
|