Каталог статей |
К.э.н. Федоренко И.А.
Инновации как средство стимулирования развития фармацевтического потенциалаРазвитие любого предприятия, успешно действующего в условиях рыночной экономики, представляет собой непрерывный процесс. Одной из важных составляющих его является творческая деятельность, направленная на создание новой продукции, услуг, технологии, материалов и новых организационных форм, обладающих научно-технической новизной и позволяющих удовлетворить новые общественные или индивидуальные потребности, то есть создание инноваций. Современный фармацевтический рынок Украины отличается высокой степенью конкуренции с зарубежными производителями, и инновации являются одним из инструментов формирования конкурентоспособной стратегии фармацевтических предприятий и организаций, ведь постоянное и непрерывное создание и реализация нововведений – главный фактор преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия, региона и страны в целом. Чтобы выжить, выиграть и постоянно повышать уровень благосостояния, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий [1]. Омрачают системные проблемы: текущая неспособность промышленности обеспечить население основной номенклатурой современных лекарств, весь цикл производства которых находился бы на территории Украины, и низкий уровень инноваций и современных технологий, препятствующий обеспечению населения лекарствами в будущем. Конечные потребители переплачивают за широко разрекламированные бренды, тогда как производители инвестируют дополнительные средства в маркетинг и развитие продаж, а не в разработку новых лекарственных средств и инновационных технологий. Факторы, повлекшие за собой образование системных проблем в фармацевтической промышленности:
Инновационная модель предусматривает активное участие государства в запуске инновационного цикла с последующим нарастающим рефинансированием исследований и разработок за счет средств отрасли. Использование этой модели позволит увеличить производство высокотехнологичных лекарственных средств и повысить уровень конкурентоспособности отечественной фармацевтики на внутреннем и внешнем рынках. Для успешной реализации этой модели необходимо проведение комплекса мер, включая: повышение уровня конкурентоспособности отечественных производителей; гармонизацию правил производства лекарственных средств с международными стандартами; модернизацию системы подготовки высококвалифицированных специалистов; организацию работы федеральных лабораторий для проведения государственного контроля качества и безопасности лекарственных средств; борьбу с коррупцией. Необходимо рассмотреть возможность использования дополнительных стимулов, например:
В настоящее время отсутствует эффективный механизм (административный) защиты прав на инновационный лекарственный препарат во время государственной регистрации аналогичных лекарственных средств. Тем не менее, для стран с переходной экономикой, к которым относится и Украина, результаты экономического расчета будут другими, что обусловлено двумя причинами: 1) мы являемся в основном пользователями, а не экспортерами инновационной продукции, и потому не получаем монопольной прибыли, которая создается благодаря патентной охране. При этом наши потребители (пациенты) несут потери в результате повышения цен. 2) поскольку рынок лекарственных средств в нашей стране сравнительно мал по отношению к глобальному спросу, меры, принимаемые Украиной для усиления охраны патентов, практически не влияют на стимулы проведения дополнительных исследований. Это обусловлено отличием между стоимостью непатентованного лекарства, которое поставлялось производителями в развивающихся странах, и ценами на лекарство в промышленно развитых странах: крупные фармацевтические компании, в отличие от производителей непатентованного лекарства, тратят значительную часть своих доходов на исследования, необходимые для создания нового препарата [3]. Таким образом, для Украины, как развивающейся страны, соединение повышенных расходов в краткосрочном плане с возможным отсутствием стратегических удобств со временем означает, что повышение уровня патентной защиты не пойдет на пользу. Вместе с тем отметим, что в Польше, Чехии, других странах Восточной Европы возникали опасения, что введение и усиление патентной защиты ослабит позиции национального производителя, однако эти опасения не подтвердились. Литература:
|