Каталог статей |
Гринь А.С. Бердянский государственный педагогический университет, Украина Создание системы менеджмента и современного лидера – управленца на основе резонансного лидерстваНеобходимость создания нового подхода в системе менеджмента на основе психологических характеристик и эмоционального интеллекта все чаще становятся темами для исследований теоретиков и практиков за границей. Формирования гибкой системы управления направленно на быструю реакцию на вызовы внешней среды. В Украине «старые управленские кадры», воспитанные на административном менеджменте зачастую не воспринимают необходимость привлечения элементов эмоционального интеллекта в систему управления. Ряд украинских авторов занимались развитием данной проблематики такие как М. И. Пирен, М. Ф. Головатый, Н. Н. Логунова, А. С. Яхонтова, А. А. Гошко, Г. А. Дмитренко, Д. В. Гетман и др., но единого подхода в науке к решению этого вопроса не Целью статьи заключается в выделении выяснение природы резонансного лидерства и его составляющих, определяющим образом влияют на формирование новой системы менеджмента. Термин резонансное лидерство впервые введен американцами Д. Гоулман, Р. Бояцисом и Э. Макки [4]. Исследователи дают характеристику этому феномену как особому виду гармонии межличностных взаимоотношений. По результатам проведения исследований, 10% поведения человека (реакции восприятия окружающего мира) находятся в сфере рационального, в то время как 90% - в сфере иррационального (чувств, эмоций и т.д.) [1]. Термин «эмоциональный интеллект» можно трактовать как группа ментальных способностей, которые помогают осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоциональных окружающих. Предложенные модели эмоционального интеллекта включают такие ментальные способности: осознанная регуляция эмоций своих и других людей (невербальное восприятие); понимание (осмысление) эмоций своих и других людей; ассимиляция эмоций в мышлении; распознание и проявление эмоций; использование эмоций в мышлении и управленской деятельности (гибкое планирование, творческое мышление, переориентация внимания, мотивация). Эти модели относятся к смешанным моделям оценки способностей человека, поскольку они рассматривают эмоциональный интеллект как когнитивную способность. [2, с.59-62]. К таким моделям относят и модель Д. Гоулмана, которая представляет эмоциональный интеллект как соединение когнитивных способностей и личностных характеристик. Она содержит 4 компонента: самосознание, социальное понимание и управление взаимоотношениями. Резонансные стили управления и характеристики применения эмоционального интеллекта:
Диссонансные стили управления:
Итак, в практике производственного менеджмента используются два типа систем управления: жесткие (основаны на технических критериях результативности) и гибкие (с использование элементов психологии и эмоционального интеллекта). Системы управления с гибкими элементами находятся на стадии становления и усовершенствования, широко используется в бизнесе на функциональных и операционных уровнях предприятий. В основу системы управления с гибкими критериями включаются элементы психологического и эмоционального интеллекта, которые могут создавать как резонанс, так и диссонанс организационного климата. Литература:
|