Каталог статей

Коленкин Константин Вячеславович, аспирант

Российская Федерация, г. Ставрополь, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»

Проблемы нехватки IT специалистов в муниципальном секторе

Традиционной для муниципалитетов является проблема нехватки квалифицированных ИТ-специалистов. По результатам опроса, который проводился "Электронный муниципалитет" среди более чем 600 муниципальных образований России, лишь в 44% организаций имеется полноценная ИТ-служба. В 32% нет отдельного ИТ-отдела, но есть штатный технический специалист, а в 24% случаев компетентные ИТ-специалисты в муниципалитете отсутствуют.

Рисунок - Наличие ИТ-специалистов в муниципалитетах

Нехватка компетентных специалистов радикально ограничивает возможности муниципалитетов в области информатизации. Это затрудняет решение задач, связанных с проектированием и разработкой ИТ-систем: необходимых специалистов зачастую приходится привлекать из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов, обладающих квалифицированными кадрами.

Важно, что проблема нехватки квалифицированных кадров не ограничивается лишь техническими специалистами: "Другой важной проблемой является квалификация муниципальных служащих, участвующих в процессе оказания услуг в электронном виде.

От муниципальных сотрудников чаще всего требуется четкое понимание того, чем отличается оказание услуг в электронном виде от оказания услуг в обычном порядке. Зачастую неверное понимание этих отличий приводит к появлению необоснованных требований к АИС при их реализации или неправильное использование уже внедренных АИС".

Отсутствие в штате компетентных специалистов препятствует созданию качественных решений в области информатизации муниципального управления силами самих муниципалитетов, что распространено в зарубежной, в частности, в европейской, практике. Часть таких решений публикуется на условиях свободных лицензий и находит широкое применение в масштабах всей страны, а иногда муниципальные проекты с открытым кодом приобретают международный характер.

К сожалению, в российской практике примеры создания качественных информационных систем штатными разработчиками органов местного самоуправления единичны: "Уверен, что тиражируемыми такие решения назвать будет нельзя.

Специфика каждого муниципалитета весьма уникальна, плюс, обеспечить поддержку и сопровождение на высоком уровне такому решению будет просто некому.

И все-таки, муниципалитеты начинают проявлять инициативу. Так, Центры муниципальных информационных ресурсов и технологий городов иногда готовы предоставить автоматизированную информационную систему разных направлений на примере земельно-имущественного кадастра в безвозмездное пользование муниципальным образованиям.

В городах России многие фирму которые предоставляют, и говорят, что они будут самостоятельно обслуживать свой сегмент системы. Аналогичным образом, администрации городов выражают готовность предоставить другим органам местного самоуправления собственную систему электронного документооборота.

Парадоксально, но отсутствие компетентных специалистов в штате органов местного самоуправления может в ближайшее время катализировать спрос на "облачные" приложения со стороны муниципалитетов. Что касается создания муниципальных веб-сайтов – а это наиболее востребованная задача в сфере муниципальной информатизации – то здесь можно говорить об уже сложившемся рынке предложений. Обратившись к одной из специализированных компаний, муниципалитет может получить полный пакет ИТ-услуг и избавиться от необходимости поддерживать сайт собственными силами. В качестве одного из примеров можно назвать Единую систему муниципальных сайтов – коммерческий сервис по созданию и поддержке муниципальных веб-сайтов, соответствующих требованиям Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

Другая назревшая проблема муниципальной информатизации связана с несовершенством действующего законодательства, конкретно – Федерального закона №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Проблема связана с тем, что в закрытом перечне вопросов местного значения, которые уполномочены решать органы местного самоуправления, отсутствует полномочие создания муниципальных информационно-коммуникационных систем.

Из-за этой недоработки фактически вся деятельность в области муниципальной информатизации в настоящее время находится в состоянии юридической неопределенности и риска: в соответствии с итоговыми документами форума "Электронный муниципалитет 2010", более 95% участников мероприятия указали, что отсутствие подпункта "Создание муниципальных информационно-коммуникационных систем, обеспечивающих решение вопросов местного значения" в п. 1. статьи 17 упомянутого Федерального закона является одним из решающих факторов при принятии органами МСУ отрицательного решения о финансировании муниципальных информационных систем: "В настоящее время, заказывая услуги у сторонних ИТ-разработчиков, муниципалитетам приходится оплачивать эти услуги по статьям расходов, не связанным с ИТ

В настоящее время ведется диалог с профильными комитетами Государственной Думы, и велика вероятность того, что юридическая неопределенность в отношении муниципальной информатизации в ближайшее время будет устранена. Очевидно, что, когда это случится, на рынке муниципальных ИТ-решений произойдет всплеск спроса.

Информационные источники:

  1. [сылка более недоступна} индустрия
  2. [сылка более недоступна} муниципальных учреждениях