К.Э.Н. Шатохин О.Г., аспирант
Маряниченко Б.В.
Днепропетровская металлургическая
академия, Украина
Анализ эффективности государственного регулирования в сфере контроля за образованием, передвижением и утилизацией бытовых отходов
Для наиболее эффективного макроуправления процессами
утилизации отходов, необходим постоянный мониторинг и учет за их образованием и последующими
передвижениями. Первый этап, который должен попасть в поле зрения экологического
мониторинга - это процесс образования
любого товара, который будет являться потенциальным отходом в будущем,
этот процесс называется производство или импорт товаров. После образования
товара, следующий этап подлежащий контролю с стороны экологического мониторинга
- это дальнейшее его передвижение еще в виде товара, и окончательный этап
необходимый к контролированию - это точка , когда изделие или часть изделия
превращаются в отход и должно передаваться на утилизацию специализированным
предприятиям.
В окончательных точках перехода изделия
или части изделия в отход, владельцами товара (отхода) могут выступать как
физические, так и юридические лица. Безусловно, после образования отхода у
физического лица, его дальнейший контроль передвижения значительно затруднен, но
процесс образования отходов у юридических лиц вполне может быть виден для
экологического мониторинга и управленческого учета.
На сегодняшний день, в Украине, законодательно
существует далекое подобие системы контроля за передвижением и утилизацией отходов.
Это Государственная компания “Укрэкокомресурсы” созданная на основании
постановления Кабинета Министров Украины № 915 от 26.07.2001 г. “О внедрении системы
сбора, заготовки и утилизации отходов как вторичного сырья”.Анализ эффективности
функционирования вышеуказанного постановления описан в таблице 1.
Таблица 1
Анализ
эффективности функционирования
Постановление Кабинета Министров Украины №915 от 26.07.2001 г.
Тезисы
Постановление
|
Оценка
эффективности
|
Утверждены тарифы за утилизацию различных
видов отходов, согласно которых, предприятия баланса держатели отходов
обязаны при импорте товара в Украину оплачивать ГП “Укрэкокомресурсы”
определенные суммы за утилизацию данных отходов.
|
90% отходов описанных в перечне расценок, являются высоколиквидным
товаром, за который в обычных рыночных условиях, наоборот, лицензионные
предприятия платят за их приобретение.
Поскольку процесс их переработки является не только расходной частью
но и высокодоходной, после реализации
вновь полученного сырья.
|
После уплаты за утилизацию упаковки при
расстамаживании , фактически она может не передаваться на утилизацию.
Поскольку естественно упаковка может быть еще необходима для дальнейшей
перевозки товара внутри страны.
|
Преждевременная плата за утилизацию, без
фактической передачи отходов, является просто как
дополнительной
таможенной пошлиной. Поскольку без данной оплаты товар расстаможен не будет а
реально на ситуацию с сбором и переработкой фактически образующихся отходов
данный процесс к сожалению ни как не влияет. Потому что,
после уплаты определенной суммыГП
“Укрэкокомресурсы”, упаковка вместе с товаром передвигается дальше по стране
и где то переходит в стадию отхода, что уже практически не
контролируется экологическими службами.
|
Утверждены % от общего веса упаковки, за
который должна быть оплачена сумма услуг утилизации Государственной компании,
в раз мере: 2010 г.30% ,
с
2011 г. 35%.
|
Считаю данные % совершенно не
обоснованными, почему, например не 15% или 55%? Различный товар может
содержать совершенно различную упаковку с своими требованиями и
характеристиками.
Например:
импортированный товар по своим техническим характеристикам может
требовать сохранения всей
100% упаковки до момента передачи непосредственно конечному потребителю, или
же наоборот, товар при доставке на первый склад после таможни, должен быть
освобожден от 50% упаковки или всех 100%.
|
Первоначально данное постановлениесодержало формулировки, что помимо
Государственного предприятия “Укрэкокомресурсы”, оказывать услуги по
“утилизации” упаковки и тары при расстамаживании имеет право любой другой
субъект предпринимательской деятельности, обладающий соответствующими
лицензиями.
Но согласно постановлению №508 от
20.05.09 г., касательно изменений первоначального постановления №915 от
26.07.2001 г., было установлено, что услуги “утилизации” при
расстамаживании, можетпредоставлять только
“Укрэкокомресурсы” или же только владелец упаковки и тары может
самостоятельно утилизировать , на основании Законов Украины, что
подразумевает наличие у владельца отходов,
соответствующей лицензии.
|
Очевидно, что импортеры различных товаров
не имеют таких лицензий, так как их специализация – торговля, а получать
данные лицензии для обслуживания собственных отходов в первую очередь
экономически не целесообразно.
В связи с чем, согласноэтого изменения к постановлению., остается
только один монополист по предоставлению данной “услуги” - “Укрэкокомресурсы”
(,безуспешно пытался отменить вышеуказанное изменение к постановлению экс
Президент Украины – В.А. Ющенко).
Также очевиден смысл принятия данного
изменения к постановлению, поскольку в свободных рыночных отношениях, данный
процесс происходит прямо пропорционально обратно – утилизатор сам платит
владельцу ликвидных отходов (пленки, поддоны и т.д.) с целью их приобретения а
не владельцы отходов утилизаторам, что является абсурдом рыночных отношений..
Причем в рыночных условиях платятся не малые цены от 1500-4000
грн/тонна (пленки с упаковки, цена зависит от сезонности). В связи с чем,
если бы рыночные отношения остались в сфере данной “услуги”, с помощью
законов конкуренции, цена за утилизацию отходов стремилась бы к
уменьшению или же наоборот утилизаторы платили бы владельцам отходов. И в
таком случае, Государственное предприятие “Укрэкокомресурсы”, в конечном
итоге осталось бы просто не востребованным для рынка. Поэтому и было принято
данное решение осуществить корректировку первоначального постановления
|
Все
субъекты предпринимательской деятельности обязаны ежегодно до 10 декабря
подавать в Министерство охраны окружающей среды данные о объемах
использованной ими тары и упаковки за прошедший год.
|
Если отсутствует после любого распоряжения
система последующего контроля его выполнения и система проверки достоверности
данных, или жеотсутствует
естественные мотивации – распоряжение выполняться не будет.
Вышеуказанное можно отнести и к данному
требованию Постановления №915 от 26.07.2001 г..
Отчеты или не подаются, или подаются с
информацией которая очень отличается от реалий.
|
Основная тема
Постановления “О внедрении системы сбора, заготовки и утилизации отходов как
вторичного сырья”
|
На сегодняшний день,
можно констатировать тот факт, что данным Постановлением внедрена только
система:
дополнительного необоснованного сбора денежных средств при
расстамаживании товара
увеличения бюрократического аппарата и оформления ряда
лишних бумаг.
|
Единственным положительным моментом видится
только процесс сбора денежных средств, которые должны направляться на улучшение
экологической ситуации в стране, но в таком случае было бы правильным назвать
эти сборы – Экологической пошлиной и не требовалось бы содержания огромного
аппарата специализированного государственного предприятия.
Поэтому, как показывает практика, на сегодняшний день в законодательтве Украины
отсутствует работающая модель контроля и учета за образованием и распределением
отходов у юридических лиц, что приводит к теневому образованию более 200000
тонн в год! Только полимерных отходов, не принимая во внимание отходы бумаги,
стекла, металла и т.д. (точную цифру, к сожалению на сегодняшний день назвать
не может ни кто).
Под теневым образованием понимается
процесс,когда на предприятии, в
следствии его деятельности, образуются не учтенные отходы, которые
соответственно можно официально не учитывать и реализовать за наличный расчет,
любым лицам, в независимости имеются у них соответствующие лицензии или нет.
Или же по разным причинам (отсутствие сбыта или нежелание связываться с сбытом
отходов), отходы которые могут быть переработаны и запущены на рынок вновь как
сырье, вывозятся на полигоны, откуда их отделить по видам становится на много
труднее.
Конечно вышеуказанное касается не всех
предприятий, существует ряд фирм которые полностью учитываютвсе отходы, в основном имеющие
ценность(опять таки,только те которые
имеют ценность!), принимаютих на
баланс предприятия и реализовывают лицензионным переработчикам. Но данный
процесс является стихийным и добровольным, и зависит только от личных качеств
руководителей.
В связи с чем,государство остро нуждается в разработке новых подходов и методов
управления в сфере контроля за образованием и последующей утилизацией отходов.
Новая модель управления процессами утилизации отходов должна решать основные
задачи: прозрачный мониторинг всех стадий движения отходов, сократить объемы
отходов утилизируемые на полигонах, легализоватьобразуемые отходы, мотивировать импортеров и производителей
производить товары более экологически безопасные и пригодные к дальнейшей
переработки, обеспечить равные условия для всех субъектов рынка отходов.
Литература:
- Эддоуз М., Р. Стенсфилд. Методы принятия решений /
Пер. с англ.; Под ред. И.И. Елисеевой – М.: Аудит; ЮНИТИ, 1997
- Голубков Е.П. Какое принять решение: Практикум
хозяйственника.-М.: Бизнес-школа, Интел-Синтез,1997.
|