Каталог статей |
К.э.н. Балгабаева В.Т. Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Казахстан Организационное проектирование системы управления кадрамиКак показывает анализ зарубежных и отечественных публикаций, служба управления кадрами в начале двадцатого века осуществляла только такие простые функции, как наем и увольнение работников, регистрация их в отделе кадров и бухгалтерии. Затем, с изменением технологий в части тестовых проверок в оценке производительности труда, интервьюировании, данная система, преобразованная в систему управления персоналом, стала играть все более значимую роль в отборе, подготовке и продвижении работников. На следующем этапе, ассоциируемом с появлением и усилением профсоюзного законодательства, система управления персоналом претерпела изменения в части усиления взаимодействия работодателя с профсоюзами. Третий этап характеризуется трансформацией данной системы под усилением влияния на нее различных антидискриминационных факторов. Прошедшие в 60-70 гг. двадцатого века расовые волнения, а также движение феминисток и других слоев населения повлияли на законодательство применительно к системе найма, увольнения и продвижения персонала. Хотя в содержательном плане, как на второй, так и на третьей стадии, система управления персоналом осуществляла одни и те же функции - набор, отсев и подготовку кадров, хотя и в усовершенствованном виде. На современном, четвертом этапе система управления персоналом преобразовывается в систему управления человеческими ресурсами, что является следствием трансформации сегодняшней корпоративной жизни, а также преобразования многоуровневых организационных структур в немногоуровневые, высокопроизводительные структуры, в которых работники, прошедшие высококвалифицированную подготовку, наделенные определенными полномочиями и обязательствами, являются не просто звеньями и инструментами предприятия, но, в первую очередь, ключом к конкурентоспособности фирмы, компании [1]. Кардинальные изменения подходов к управлению персоналом объясняются серьезными переменами, происходящими в настоящее время на рынке труда. Тенденции интеллектуализации труда, глобализации, увеличения времени, затрачиваемого на досуг, «интернетизации» привели к удорожанию труда с одновременным дефицитом рабочей силы. Необходима консолидация вокруг управленческой вертикали всех функций кадрового менеджмента, выражающейся в появлении стратегического уровня в управлении человеческими ресурсами. Вместо довольно фрагментизированной структуры управления персоналом складывается система менеджмента, ориентированная на развитие человеческого капитала. На наш взгляд, современное формирование и развитие систем управления кадрами должно базироваться на методологии комплексного организационного проектирования, основанной на синтезе авторитетных научных теорий и практическом опыте. Организационное проектирование позволяет:
Методы проектирования систем и подсистем управления кадрами включают не только разнообразные характеристики и связи, которые поддаются непосредственному анализу и рациональному проектированию, но также социально-психологические, которые в меньшей степени поддаются формализации. Специфика проектирования системы управления кадрами состоит в том, что этот процесс не может быть адекватно представлен в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по четко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективными характеристиками деятельности руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений. В качестве методов построения систем управления кадрами можно использовать ряд методов [2], среди которых выделяются:
Таким образом, организационное проектирование является жизненно необходимым инструментом повышения эффективности системы управления кадрами. С другой стороны, организационное проектирование является сложным и трудоемким процессом, применение которого требует серьезной проработки инструментов и методов, высокой квалификации исполнителей и надежных систем оценки организационных решений.
Литература:
|