Каталог статей

К.э.н. Гречко М.В.

К.п.н. Корчинский А.А.

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону Россия

Особенности воспроизводства трудовых ресурсов в условиях информационного общества

Для современного этапа развития нашей цивилизации, характеризуемого эволюцией научно-технического прогресса, характерен перенос центра тяжести экономического развития с материальных сфер производства (энергетическо-сырьевой базис) на наукоемкие и высокотехнологичные сферы, что можно однозначно охарактеризовать как бурный рост информационного сектора экономики (рисунок 1). Информационный сектор экономики определяется долей суммарного рабочего времени, затрачиваемого на деятельность, связанную с обработкой информации, ее передачей, хранением и пр. Движущей силой информационного общества является информации как фактора производства.

Рисунок 1. Удельный вес материальных компонент и информационной в совокупном ВВП социума.

Само название «информационное общество» впервые появилось в Японии. Изобретение самого термина «информационное общество» приписывается профессору Токийского технологического института Ю.Хаяши. Контуры информационного общества были обрисованы в докладах, представленных японскому правительству в конце 60-х – начале 70-х годов такими организациями, как Агентство экономического планирования, Институт разработки и использования компьютеров, Совет по структуре промышленности. Показательны названия докладов: «Японское информационное общество: темы и подходы»(1969), «План информационного общества» (1971), «Контуры политики содействия информатизации японского общества»(1969). Информационное общество сводилось по своей сути к процессу компьютеризации, который даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство – продукт его станет более «информационно емким», что означает увеличение доли инноваций, проектно-конструкторских работ и маркетинга в его стоимости; производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества.

Одна из особенностей информационного общества — возрастание удельного веса индивидуального труда, почти исчезнувшего в индустриальном обществе. Развитая сеть автоматизированных рабочих мест позволит многим специалистам, не выходя из дома, принимать участие в общественном производстве. Большие изменения ожидаются в сфере образования, которое также станет в значительной степени индивидуальным.

В настоящее время повышаются требования к трудовым ресурсам, обусловленные современным техническим прогрессом, при котором 80% новейших технологий устаревают в последующие 10 лет. Поскольку 80% работников получили свои трудовые навыки 10 и более лет назад, то сегодня они оказываются неподготовленными к управлению современными производственными технологиями и оборудованием и потому не удовлетворяют современным требованиям.

В стране назрела острая потребность в притоке в экономику высококвалифицированных кадров, в расширении подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих. По имеющимся оценкам, в нашей стране доля высококвалифицированных рабочих в настоящее время составляет 15%, что ниже в два раза, чем в 90-х годах, и втрое ниже, чем доля таких рабочих в странах с развитой рыночной экономикой.

Все это говорит о том, что постановка и реализация крупномасштабных задач в экономике, стратегии обеспечения ее конкурентоспособности невозможны без воспроизводства трудовых ресурсов и их эффективного использования. В инновационной экономике существенно меняется место человека. Из индифферентного фактора производства человек превращается в важнейший ресурс развития производства и повышения его эффективности.

Воспроизводство трудовых ресурсов опосредуется интенсивным развитием системы образования, предполагающем трансформацию образовательной парадигмы. В основе такой парадигмы должно лежать изменение фундаментальных представлений об индивиде и его развитии через образование.

Система образования, формирующая индивида с общим широким кругом знаний об окружающем мире природы и общества и гражданским отношением к ним, является основой становления и развития информационного общества. Эгалитарная система массового образования, существовавшая в течение многих лет, была направлена на формирование рационального, логико-вербального, репродуктивного мышления. В целом она способствовала тому, чтобы успешно трансформировать научное общественное знание в личное знание потребителя для его дальнейшей практической деятельности.

Образовательная система индустриального общества, в котором по-своему воплотились его основные цивилизационные принципы, не может удовлетворить новые запросы общественного развития. Переход к новой образовательной системе, по своей сущности, является неотъемлемой частью преодоления кризиса индустриального общества и становления новой цивилизации. В контексте идей информационного общества, детерминирующих становление информационной цивилизации, трансформируются и концепции современного образования.

Поворот образования к человеку, к его развитию как свободной творческой и созидающей личности, к формированию его ценностей в новом информационном обществе при трансформации «знаниевой парадигмы» образования в ценностном, социокультурном и мировоззренческом аспектах показывает, что в открытом мировом образовательном пространстве информационного общества главной ценностью становится личность как держатель основного капитала - знания. При этом социальные ценности информационного общества - информация и создающий ее интеллект - приобретают творческий характер, становятся системообразующим элементом развития современного общества.

Общемировые тенденции глобализации коренным образом влияют на развитие образования. Происходит движение образования в направлении интеграции в мировую культуру, которое находит свое отражение в реализации идей демократизации образования, предполагающих необходимость и возможность следующих принципов в образовании: равные возможности в получении образования и его бесплатный характер; открытость и многообразие образовательных учреждений; сотрудничество продуцентов и потребителей образовательных услуг; студенческое самоуправление; регионализация образования; международная интеграция и сотрудничество; негосударственные формы получения образования и частные образовательные учреждения; общественно-государственное управление в системе образования; демократический механизм руководства и контроля за качеством образования с учетом расширения имеющихся на всех уровнях полномочий.

Тесным образом с демократизацией связана и тенденция к интернационализации образования. Растет понимание того, что образование должно быть во многом универсальным, не замыкающимся в национальных границах. Идеи, заложенные в Болонском соглашении, находят свою реализацию в концепциях образования европейских стран. Широкая диверсификация образования — один из основных путей развития образовательной системы России и вхождения ее в мировое образовательное пространство.

Следует отметить, что применительно к этапу становления информационного общества прослеживается взаимообуславливающий характер развития системы образования: система образования обеспечивает увеличение интеллектуального потенциала общества (что является необходимым условием перехода к знаниевому типу экономики как основе информационного общества).

В условиях информационного общества главным носителем информации является человек, который обладает высоким уровнем общеобразовательной, научной и специальной подготовки. За счет накопления, хранения и обработки информационных ресурсов в постиндустриальном обществе обеспечивается экономический рост. Основным институтом, обеспечивающим формирование базы для интеллектуального развития, является система образования, целесообразно определить ее как один из важнейших факторов, детерминирующих уровень развития страны. Мировое сообщество осознает, что без адекватной системы образования не возможно обеспечить реальное устойчивое развитие на эндогенной основе.

С одной стороны, возрастание уровня развития образования выступает ключевым фактором, обеспечивающим формирование информационной экономики, что находит отражение в следующей тенденции: в 60–80-е годы ХХ в. главным составляющим элементом развития экономики была производительность труда; с 80-до конца 90-х годов – это комбинация производительности труда и умения адекватно реагировать на изменяющиеся условия рынка (имея высококвалифицированных специалистов в сфере управления производством, можно со временем обеспечить и улучшение других параметров, характеризирующих конкурентоспособность (устойчивое финансово-экономическое положение, модернизация производства, достижение высокого качества продукции и т.п.). В настоящее время возникает потребность в специалистах, способных как оперативно управлять стратегической информацией, так и превращать полученную информацию в знания, способных постоянно учиться, адаптироваться к новым технологиям.

В целом, в глобальном аспекте, сейчас можно говорить о существовании и взаимодействии двух типов образования: 1) системном (энциклопедическом) образовании - массовом упорядоченном процессе формирования необходимых общих и профессиональных знаний и гражданской культуры людей и 2) фрагментарном (по сути самообразовании) образовании - тоже массовом, но не упорядоченном процессе потребления самых разнородных знаний и форм культуры (таблица 1).

Таблица 1

Характеристика системного и фрагментарного типов образования.

№ п/п

Тип образования

Определение.

Характеристика с позиции информационного общества

1.

Системное образование

Упорядоченный процесс формирования необходимых общих и профессиональных знаний и гражданской культуры индивидов.

Индивид, получивший приближенное к универсальному (энциклопедическому) образование, наделяется довольно обстоятельными знаниями в разных областях жизни и имеет возможность работать как в достаточно широком диапазоне своей основной профессии, так и в смежных с ней сферах.

Имеет конкретные сроки обучения.

2.

Фрагментарное образование

хаотически составленная совокупность знаний, которую человек, как правило, сам подбирает по своему усмотрению из различного рода информационных источников.

Является следствием перехода к информационному обществу. Оно интенсивно через Интернет, через СМИ воспроизводится и редуцируется, часто размывая научное содержание полученного в школе системного образования. Так, обращаясь за информацией в Интернет, человек там может встретить все что угодно, и не всегда информация, полученная им, будет истинным знанием.

Сроки получения не ограничены.

Проанализируем и кратко охарактеризуем каждый из этих типов В индустриальном обществе образование было ориентировано на основные предметы (темы) для подготовки специалиста и гражданина. Это, можно сказать, картезианская система образования, задача которой - предложить индивиду-потребителю несколько основополагающих ориентиров, с тем чтобы помочь разбираться в окружающей реальности. Подобное образование стремилось предельно адаптировать человека к конкретной социальной среде, подготовить его к жизни и деятельности в определенной профессии. Индивид, получивший приближенное к универсальному (энциклопедическому) образование, имел довольно обстоятельные знания в разных областях жизни и мог работать как в достаточно широком диапазоне своей основной профессии, так и в смежных с ней сферах.

Однако информационное общество побуждает трансформировать линейную схему системного (универсального) образования что находит отражение в следующих чертах:

  • снижение энциклопедического содержания образования личности;
  • появление большого количества научных направлений и образовательных школ, что предопределило диверсификацию образовательных стандартов, планов и траекторий;
  • постоянное обновление содержания (зачастую период обновления составляет менее одного учебного года) образовательных курсов, модулей и учебных программ при отсутствии унификации, сопровождающееся увеличением самостоятельной работы слушателей.

Получается, что при такой системе построения образовательного процесса, потребитель может стать лишь узким специалистом, пусть и получившим некоторые не системные представления об окружающей действительности, но практически не готовым выйти за рамки узких границ объекта своего знания (профессии). Такой специалист вряд ли может быть успешным в той или иной своей деятельности в условиях быстро трансформирующихся и зачастую просто исчезающих профессий, компетенций и интенсивно развивающейся общественной практики. Конечно, можно сколько угодно приводить примеров, что чем уже специализация, тем легче человеку, обладающему ею, достичь высокого мастерства и занять достойное место в структуре общественной жизнедеятельности. Однако необходимо сделать одну оговорку, узкая специализация эффективна в рамках индустриального и частично постиндустриального общества. Тем не менее нельзя не видеть, что возрастающее разделение труда хотя и увеличивает производительность работника, но одновременно усиливает и его зависимость от конкретной работы. Ведь такой узкий специалист способен решать лишь ограниченные тактические задачи.

Информационное общество, чтобы развиваться устойчиво, требует разносторонне информированного специалиста - профессионала, способного творчески и эффективно решать свои специальные вопросы на уровне и в русле различных глобальных проблем современности, что, как понятно, требует от него умения мыслить стратегически. Стратегическое мышление и комплексный подход обязательны, например, там, где затрагиваются мировоззренческие вопросы, выходящие за пределы конкретного инструментального решения. Особенно необходимо это в вопросах, связанных с управлением теми или иными видами деятельности людей и, следовательно, тоже требует высочайшей компетенции. Не может такая компетенция быть узкоспециальной, направленной лишь на решение сугубо технологических вопросов производственной деятельности. Соответственно, наблюдается смещение акцентов в подготовке специалиста: от узкой специализации в сторону полипроффесионализма в рамках системных, взаимосвязанных и структурированных образовательных модулей. Ведь фрагментарность информации рождает противоречия, которые достаточно тяжело устраняются.

Это значит, что образование необходимо максимально приспосабливать к потребностям общественной практики людей. Соответственно отбор учебного материала должен быть подчинен требованию знания возможностей и перспектив развития этой практики и ее совершенствования. Учебные планы следует строить таким образом, чтобы изучались прежде всего важные и ценные проблемы, касающиеся содержания как самой профессиональной деятельности, так и особенностей и условий ее ведения в различных системах взаимосвязей людей, т.е. следует тщательно изучать те фундаментальные проблемы, которые имеют отношение к широкому опыту жизнедеятельности человечества.

Под воздействием разветвленных систем информации, прежде всего средств массовой информации, значительное место в современном обществе начинает занимать так называемый фрагментарный тип образования.

Фрагментарное образование - это сумма случайных знаний, приобретенная индивидом из разных случайных источников. Это хаотически составленная совокупность знаний, которую человек, как правило, сам подбирает по своему усмотрению из различного рода информационных источников.

Использование фрагментов информации (разрозненного набора символов и кодов) по необходимости вызвано стремлениями человека постоянно совершенствовать себя и свое мастерство, т.е. заниматься самообразованием. Если поиск и получение информации не определены какой-либо целью, устойчивыми интересами человека, а предыдущие его знания, на которые наслаиваются эти новые знания, не систематизированы, то мы происходит освоением мира по закону случая. В поиске и получении информации, знаний такой человек идет обычно от одного случайного выбора к другому. В результате случайного и неупорядоченного отбора информации в сознании человека составляется поток беспорядочных наслоений самых разнородных, научных и вненаучных знаний, в том числе мнений, догадок, спекуляций. Следствием такого беспорядочного потока является то, что индивиды усваивают лишь несвязанные фрагменты знаний (идей, оценок).

Вместе с тем у фрагментарного знания есть не только информационная составляющая, но и ценностная. Ценностная компонента фрагментарного образования, так же как и информационная, в том случае, еcли у индивида-потребителя не систематизирована четкая мировоззренческая позиция, представляет собой совершенно хаотичный набор самых разнородных оценок и предпочтений. В фрагментах разнородных оценок и предпочтений практически нет обоснования ценности ни самой научной истины, ни научного познания, ни их глубокого нравственного смысла. В этой связи можно говорить об определенной размытости воспитания в фрагментарном образовании человека.

Одним из следствий перехода к информационному обществу является замещение системного образования фрагментарным. Оно интенсивно через Интернет, через СМИ воспроизводится и редуцируется, часто размывая научное содержание полученного в школе системного образования. Так, обращаясь за информацией в Интернет, человек там может встретить все что угодно, и не всегда информация, полученная им, будет истинным знанием. Однако первое впечатление об этой информации может надолго, если не навсегда, определять eго позицию в окружающем мире.

Фрагментарное образование по своей сути оторвано от конкретных сроков его получения в рамках институциализированной образовательной системы. Такое образование идет всю жизнь. Ведь запас знаний, полученный через системное образование в образовательном учреждении, достаточно быстро устаревает. Необходимо не просто постоянное расширение знаний, но и укрепление их «фундамента» — умения следовать выработанному системным обучением порядку восприятия, когда усвоенная информация должна использоваться как средство для понимания новых и более сложных явлений. Отсюда понятна ориентация многих людей сегодня либо на самообразование, либо на дополнительное образование, в том числе через всякого рода краткосрочные курсы, с тем чтобы не просто упорядочить и систематизировать разнородную информацию, получаемую ими из самых разных источников, но овладеть материалом, на который можно опереться как на установленный, принятый, надежный. Все это в свою очередь дифференцирует структуру потребительской ценности образовательной услуги в восприятии потребителей. (рисунок 2.).

Получается, что фрагментарное образование замещает академическое учебное заведение. И именно оно формирует в массе современного человека и его культуру. Сформированные фрагментарным образованием представления начинают превалировать в общественном сознании определяя его.

Все это чревато образовательными шокам и рисками, которые можно назвать информационной псевдо культурой человека. Она заключается в расщеплении, распаде коллективного знания на отдельные замкнутые культурные зоны со своими собственными языками, ценностями, нормами, памятью, механизмами восприятия входящих в эти зоны индивидов. В этой связи насущной задачей образования становится восстановление общей структуры знаний, репрезентируемой в междисциплинарных подходах, определении познавательной и социальной ценности знаний, их практического использования.

Рисунок 2. Дифференциация структуры потребительской ценности образовательной услуги в информационном обществе.

Таким образом в контексте формирования информационного общества система образования выступает в качестве основной сферы производящей «готовое знание», а не только транслирующая фрагментарный информационный контент, а сама образовательная услуга в этой связи, может быть представлена как некое соотношение «знаниевой» и «информационной» компонент. Шоки же и риски, сопровождающие процесс трансформации образовательной парадигмы, одновременно выступают и в качестве источников ее наполнения и развития.

Литература.

  1. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash.: World Future Soc., 1983, p. 29.
  2. [сылка более недоступна}