Каталог статей

ТодеричД.Б.
Научный руководитель: Фомина М.В.

Проблемы и перспективы развития гостиничного рынка Украины

Сектор гостиничных услуг остается на сегодняшний день одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики Украины. Ненасыщенные рынки гостиничных услуг разного уровня представляют собой прекрасную возможность для отельных операторов уверенно войти на украинский рынок и проводить политику расширения своего влияния в отрасли. От того, насколько верный анализ рыночной ситуации проведут представители гостиничного бизнеса, будет зависеть в будущем состав участников украинского рынка «индустрии гостеприимства».

В настоящее время, по данным Госадминистрации туризма Украины, на индустрию гостеприимства в нашей стране работают 1300 отелей различной звездности. Однако по сравнению с Россией и странами Восточной Европы сегмент пятизвездочных отелей у нас — незначительный.

К проблемным моментам в функционировании рынка гостиничных услуг Украины следует отнести:

1) Тенденция заполнения отечественных рыночных ниш иностранными операторами. На современном этапе экономического развития в Украине существует только один национальный отельный оператор -Premiere-Hotels, в состав которого входят шесть гостиниц – своего рода монополист в гостиничном секторе экономики Украины.

2) Украинский рынок гостиничных услуг сегодня близится к насыщению в секторе пяти- и четырехзвездочных отелей.

3) Сектор гостиниц уровня трех звезд и ниже остается в Украине незаполненным и представлен в основном предприятиями с крайне низким уровнем обслуживания и небольшим набором услуг.

4) На сегодняшний день активизации предпринимательской деятельности в гостиничном секторе Украины почти что не наблюдается, промедление национальных компаний может привести к наполнению рынка иностранными операторами. В свою очередь, западный инвестор не желает выходить на гостиничное поле Украины без активного присутствия там украинских компаний.

5) Непростыми для национальных гостиничных компаний остаются вопросы, связанные с взаимодействием с государственными структурами. В разряд «опасных» вопросов можно отнести:

  • процесс регистрации гостиничного объекта;
  • отвод земельного участка под строительство;
  • прохождение обязательных процедур в ведомствах пожарной охраны и санэпидемиологического контроля;
  • получение необходимых разрешений и сертификатов.

6) В развитие отельного хозяйства ежегодно вкладывается несколько сотен миллионов гривен. Чтобы вывести национальное турхозяйство на средний (по европейским меркам) уровень комфорта и качества обслуживания, нужны многомиллиардные вливания.

Такого рода неоднозначные ситуации усложняют и замедляют деятельность предприятия гостиничной сферы, однако именно здесь национальный отельный оператор может реализовать преимущество осведомленности о подобных вопросах и знания особенностей национального законодательства.

Что касается перспективных направлений и тенденций развития рынка гостиничных услуг в Украине, то постепенная эволюция является более закономерным вариантом развития и представляет собой расширение своего влияния на рынке уже существующей компании. Примером тенденций укрупнения национальных компаний на рынке гостиничных услуг может служить заявление о выходе на рынки Киева и Ялты оператора, в активе которого уже находиться пятизвездочная донецкая гостиница «Донбасс Палас».

Перспективные моменты развития гостиничного рынка:

1) Впервые в истории украинского гостиничного бизнеса гостиница «Донбасс Палас» вошла в ассоциацию Leading-Hotels of the world. В ноябре 2005 года гостиница одержала победу в самом престижном конкурсе туристического бизнеса – World Trevel Awards - и была признана Ведущим Отелем Украины. «Донбасс Палас» была признана Ведущим Отелем Украины и Ведущим Бизнес Отелем Украины также и в 2008 году. Сегодня компания рассматривает возможность строительства пятизвездочных гостиниц в крупных городах Украины под брендом «ДП» («Донбасс Палас»). Кроме того, не исключена возможность расширения сети «Донбасс Палас» за пределами Украины.

2) Наиболее прибыльный сегодня рынок гостиниц экстра-класса приближается к насыщению, уже в ближайшее время в поле интересов многих операторов появится рынок средних и малых гостиниц с умеренным набором предоставляемых услуг.

3) Наиболее адекватной стратегией укрупнения на рынке гостиничных услуг является появление отелей с уровнями 2-3 звезд. Целевой сегмент предприятий этого сектора – представители внутреннего туризма (отдыхающие и пребывающие в другом городе по деловым вопросам). В условиях отсутствия конкуренции представители этого сегмента гостиничной отрасли предпочитают недооценивать потребность своих клиентов в высоком уровне обслуживания.

4) По мнению аналитиков, через три—пять лет иностранные компании и международные отельные операторы предложат свои услуги по строительству гостиниц разной звездности в крупнейших городах и курортных зонах Украины. По предварительным расчетам экспертов, при условии, что экономика Украины будет развиваться стабильно — на уровне 5—7% в год, финансовые инъекции в отельное хозяйство страны могут составить сотни миллионов долларов.

5) По расчетам экспертов Radisson SAS в ближайшее время Украине потребуется 40 отелей различной звездности, из них высококлассных — 10—11 (четыре-пять — в Киеве, четыре — в Крыму и два — в Днепропетровске).

На основании вышевыявленных проблем и перспектив развития рынка гостиничных услуг в Украине будет уместной разработка приоритетных направлений развития отечественного отельного оператора:

Во-первых, в процессе распространения своего влияния на конкретном рынке компания – потенциальный отельный оператор может выбрать реализацию строительных проектов либо приобретать уже существующие гостиницы с дальнейшей реконструкцией. Каким именно путем увеличивать «штат» своих гостиниц национальному оператору, будет зависеть от конкретных обстоятельств – иногда реконструкция отеля и переквалификация персонала могут обойтись компании дороже, чем полномасштабный проект.

Во-вторых, для возможных национальных отельных операторов принципиальным будет вопрос освоить регионы. Решающим в данной ситуации может стать утверждение союза Украина – Польша в качестве хозяев чемпионата мира по футболу в 2012 году. В таком случае в Киеве планируется постройка около десяти гостиниц высшего класса и выход на рынок будет возможен лишь посредством слияний и поглощений. В секторе гостиниц среднего класса столичные компании проявляют активность и приводят состав предоставляемых услуг и уровень обслуживания в соответствие с европейскими стандартами.

В-третьих, для достижения максимальной эффективности национальному оператору необходимо базировать управленческую систему гостиничного бизнеса на стратегическом видении и предвидение. На основе этого видения разрабатывается политика компании, которая представляет общие цели и нормы отношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие структуры.

В-четвёртых, для достижения поставленных целей и задач в отечественных компаниях индустрии гостеприимства, учредителям, владельцам необходимо в первую очередь понимать, что их менеджмент должен обеспечивать четкую организационную структуру, а работа в ней должна быть разделена между всеми работниками на основе профессионализма. Также необходимо привлекать сторонних специалистов и компании для эффективного преобразования ключевых функций работников, определения их подотчетности, обеспечения должных усилий со стороны персонала и разработке стратегии развития сетей.

Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод, что появление национального отельного оператора в Украине – не утопия, более того, подобные попытки предпринимаются уже сегодня. В секторе гостиничных услуг высшей категории национальному оператору придется столкнуться с жесткой конкуренцией, причем не только ценовой, но и конкуренцией качества услуг. Выиграть такое соперничество, сохраняя индивидуальную марку, можно только при условии безошибочного менеджмента и маркетинга.

Литература:

  1. Бирюков Е.С. Развитие туризма в мире и его влияние на экономику. – М.: Экономика, 2002. – 168 с.
  2. Ваген Л. Гостиничный бизнес: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 416 с.
  3. Гладких Б.А. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных автоматизированных систем управления. – Д: Юго-восток, 2002. – 243 с.
  4. Лесник А.Л., Чернышев А.В. Корпоративное бизнес- планирование в гостиничной индустрии. – М.: Интел универсал, 2007. – 118 с.