Каталог статей

К.э.н., доцент Иванова Т.В.

ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», Россия

Иерархический и координационный признаки структурирования кадрового потенциала сельского хозяйства

Понятие «кадровый потенциал сельского хозяйства» используется в российской экономической науке относительно недавно и не является устоявшимся. Анализ многочисленной литературы (исследования А.И. Добрынина, Н.К. Долгушкина, С.А. Дятлова, А.П. Егоршина, Л.И. Иванько, В.Г. Костакова, В.В. Сартакова, К.К. Чолбаева, Б.И. Шайтана, В.Н. Якимова) по проблематике трудовых отношений в сельском хозяйстве, кадрового потенциала, реальных процессов в экономических проявлениях человеческого фактора, воспроизводства рабочей силы позволяют нам сделать следующие выводы.

Кадровый потенциал характеризует самую активную часть трудового потенциала и формируется непрерывно на протяжении всей трудовой жизни, когда происходит «наращивание» на имеющийся потенциал определенных количественно-качественных характеристик, зависящих от уровня использования разнообразных технологий, методов и способов развития профессиональных способностей человека.

Структурирование кадрового потенциала – это основной методологический вопрос, позволяющий точнее трактовать понятие, детерминировать факторы, оказывающие влияние на состояние кадрового потенциала и реализацию возможностей его фактического использования. Строение кадрового потенциала носит полиструктурный характер; его можно представить в виде многоуровневой динамической системы, каждый элемент которой органически дополняет и раскрывает внутренние возможности человека, необходимые для активной трудовой деятельности.

Комплексное исследование кадрового потенциала сельского хозяйства подразумевает, на наш взгляд, структурирование по следующему ряду признаков:

  1. Иерархическому (представлено интеграцией отдельных уровней кадрового потенциала):

    а) с позиции человеческих ресурсов (индивидуальный уровень - кадровый потенциал конкретного работника);

    б) функциональному (микроуровень – кадровый потенциал предприятия);

    в) отраслевому (мезоуровень – кадровый потенциал отрасли);

  2. Координационному (к которому относятся нормы, ценности, взаимное доверие, отношение и вера; они определяют необходимый потенциал сотрудничества внутри хозяйствующих субъектов отрасли и между ними в целях комплексного развития).

Кадровый потенциал – это форма проявления человеческого фактора производства, диалектическое единство способностей человека (образующих субстанциональную основу кадрового потенциала) и возможностей их реализации в стремительно развивающихся условиях производства.

С одной стороны, он (кадровый потенциал) выступает как главная движущая сила, отражающая возможности участия работников в общественно-полезной деятельности как специфического производственного ресурса и меру использования совокупных свойств и качеств, заложенных в потенциале человека; влияющая на темпы экономического роста на предприятии, в отрасли благодаря способности к постоянному развитию. С другой стороны, качественно-количественные параметры кадрового потенциала производны от динамичности и гибкости механизма взаимосвязи стадий его воспроизводства со всеми компонентами и стадиями экономического кругооборота.

Следует помнить, что кадровый потенциал коллектива больше, чем простая арифметическая сумма индивидуальных потенциалов работников. Группа по отношению к личности – иная система и потенциал ее – иной. Для более детального исследования рекомендуем учитывать: эффект суммации (при анализе кадрового потенциала работника); эмерджентный эффект (на уровне предприятия); синергетический эффект (на уровне отрасли).

Кроме того, кадровый потенциал - это интегральная категория со сложной внутренней структурой. Качественную структуру кадрового потенциала можно представить как устойчивую совокупность свойств его элементов, складывающуюся под воздействием факторов, определяющих уровень развития способностей к труду и личности вообще. По-нашему мнению, она может быть представлена в виде таблицы 1.

Таблица 1

Структура кадрового потенциала (качественная характеристика)

Компоненты кадрового

по­тенциала

Потенциал работника

Кадровый потенциал сельскохозяйственного предприятия

Кадровый потенциал отрасли (сельского хозяйства)

1

2

3

4

Психофизиологические характеристики

  • возраст;
  • состояние здоровья и отношение к нему;
  • наследственность;
  • тип личности и тип нервной системы;
  • работоспособность и выносливость;
  • одаренность

  • оптимальные психофизиологические условия труда;
  • напряженность труда;
  • режим труда и отдыха;
  • потери рабочего времени из-за болезней;
  • интенсивность ме­роприятий по под­держанию здоровья посредством реализации здоровьесберегающих технологий;
  • уровень травматизма;
  • охрана труда и техника безопасности
  • средняя продолжительность жизни работников сельского хозяйства;
  • интенсивность применения здоровьесберегающих технологий в отрасли;
  • охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве;
  • интенсивность мероприятий по улучшению экологии (в первую очередь, по обеспечению сельских жителей чистой питьевой водой)
  • Профессионально-квалификационные характеристики

  • образовательный потенциал (объем общих знаний, объем профессиональных знаний и умений);
  • служебная карьера (общий стаж работы и стаж работы в данной должности);
  • профессиональная мобильность (состоит ли в резерве и на какую должность; повышение квалификации; способность при необходимости к смене мест работы и жительства);
  • количество отработанного времени, ресурсы рабочего времени;
  • творческий потенциал, способность к генерации и реализации идей, трудовая активность

  • образовательная и профессионально-квалификационная структура персона­ла предприятия;
  • доля специалистов с высшим и средним образованием в общей численности работающих;
  • затраты на обучение, переподготовку и повышение квалификации работников;
  • фонд рабочего времени и интенсивность подготовки на ра­бочем месте;
  • количество изобретений, патентов, рационализатор­ских предложений, авторских свидетельств, ноу-хау;
  • степень природной одаренности, творческие и предпринимательские способности работников;
  • уровень культуры управления
  • образовательная и профессиональная структура кадров сельского хозяйства региона;
  • среднее количество лет обучения в школе и вузе;
  • уровень государственного финансирования подготовки специалистов для сельского хозяйства;
  • возможности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров сельского хозяйства;
  • численность и доля специалистов, занятых инновациями в отрасли;
  • наличие условий для рационального использования и воспроизводства кадрового потенциала аграрной сферы
  • Личностные

    характеристики

  • жизненный опыт, опыт общественной и государственной работы;
  • деловые и моральные качества;
  • мотивация, отношение к труду;
  • недостатки и вредные привычки;
  • способность к саморазвитию и самообразова­нию;
  • инициативность
  • аккуратность, обязательность, порядочность, доброжелательность, дисциплинированность работников предприятия;
  • стремление к реализации способностей;
  • состязательность;
  • наличие условий для внутрифирменной мобильности - горизонталь­ной и вертикальной ротации кадров
  • уровень гражданского сознания и социальной зрелости работников сельского хозяйства;
  • ценностные ориентации селян;
  • потребности и запросы в сфере трудовой деятельности;
  • интенсивность мероприятий по улучшению соци­ального самочувст­вия сельских тружеников
  • Коммуникативные характеристики:

  • психология личности, ее место в трудовом коллективе;
  • образ мышления;
  • адаптивность;
  • способность к сотрудничеству, причем не только внутри организации, но и во взаимодействии с внешней средой;
  • национально-культурные особенности
  • эффективность взаимоотношений между сотрудниками предприятия;
  • интенсивность мероприятий по поддержанию благоприятного психо­логического кли­мата;
  • мошенничество и культура труда

  • наличие условий для территориальной, отраслевой и профессиональной мобильности

  • Социальные характеристики:

  • удовлетворенность статусом (социальное по­ложение) и содержанием работы (условия труда);
  • уровень зара­ботной платы;
  • состав семьи;
  • материальная и жилищная обеспеченность;
  • потребление услуг и образ жизни
  • мотивационно-ценностные ориентиры и потребности работников;

    -наличие условий для реализации мотивирующих) функ­ций;

  • уровень социальной зрелости (отношение к инвалидам, детям, престарелым) и наличие системы социальных гарантий на предприятии
  • наличие общерегиональной системы социальных гарантий

  • Кадровый потенциал – это понятие, объединяющее психофизиологические, профессионально-квалификационные, личностные, коммуникативные и социальные характеристики. Содержа­ние перечисленных компонентов зависит от объекта исследования, в качестве которого мо­жет выступать потенциал отдельного работника, кадровый потенциал работников сельскохозяйственного предприятия и отрасли (сельского хозяйства), а связующим звеном между ними являются – сотрудничество и мотивация. Таким образом, кадровый потенциал сельского хозяйства представляет собой собирательную, обобщенную ресурсную характеристику, привязанную к месту и времени, и зависит от многих факторов.

    Однако здесь могут существовать и потенциалы другой природы, которые проявляются только в процессе сложного синтеза относительно простых потенциалов, их свойств и связей. Новые аспекты проблемы заключаются в необходимости дальнейшего исследования кадрового потенциала сельского хозяйства региона, поскольку современные методологические подходы в большей степени ориентированы на анализ, чем на синтез возможностей работников, их свойств, связей, процессов и других факторов, составляющих основу потенциалов как ресурсов.