К.э.н., доцент Иванова Т.В.
ФГОУ ВПО
«Чувашский государственный университет
им. И.Н. Ульянова»,
Россия
Иерархический и координационный признаки структурирования кадрового потенциала сельского хозяйства
Понятие «кадровый
потенциал сельского хозяйства» используется в российской
экономической науке относительно недавно и не является устоявшимся. Анализ
многочисленной литературы (исследования А.И. Добрынина, Н.К. Долгушкина,
С.А. Дятлова, А.П. Егоршина, Л.И. Иванько, В.Г. Костакова, В.В. Сартакова, К.К. Чолбаева, Б.И. Шайтана,
В.Н. Якимова) по проблематике трудовых отношений в сельском хозяйстве, кадрового потенциала,
реальных процессов в экономических проявлениях человеческого фактора,
воспроизводства рабочей силы позволяют нам сделать следующие выводы.
Кадровый потенциал
характеризует самую активную часть трудового потенциала и формируется непрерывно на протяжении всей
трудовой жизни, когда происходит «наращивание» на имеющийся потенциал
определенных количественно-качественных характеристик, зависящих от уровня
использования разнообразных технологий, методов и способов развития
профессиональных способностей человека.
Структурирование кадрового потенциала – это основной методологический вопрос, позволяющий
точнее трактовать понятие, детерминировать факторы, оказывающие влияние на
состояние кадрового потенциала и реализацию возможностей его фактического использования. Строение кадрового потенциала носит полиструктурный
характер; его можно представить в виде многоуровневой динамической системы,
каждый элемент которой органически дополняет и раскрывает внутренние
возможности человека, необходимые для активной трудовой деятельности.
Комплексное
исследование кадрового потенциала сельского хозяйства подразумевает, на наш
взгляд, структурирование по следующему ряду признаков:
-
Иерархическому (представлено
интеграцией отдельных уровней кадрового
потенциала):
а) с позиции человеческих ресурсов
(индивидуальный уровень - кадровый потенциал конкретного работника);
б) функциональному (микроуровень – кадровый
потенциал предприятия);
в) отраслевому (мезоуровень – кадровый
потенциал отрасли);
-
Координационному (к которому относятся нормы, ценности, взаимное доверие,
отношение и вера; они определяют необходимый потенциал сотрудничества внутри хозяйствующих
субъектов отрасли и между ними в целях комплексного развития).
Кадровый
потенциал – это форма проявления человеческого фактора производства,
диалектическое единство способностей человека (образующих субстанциональную основу кадрового потенциала) и
возможностей их реализации в стремительно развивающихся условиях
производства.
С одной стороны, он (кадровый потенциал) выступает
как главная движущая сила, отражающая возможности участия работников в общественно-полезной
деятельности как специфического производственного ресурса и меру использования
совокупных свойств и качеств, заложенных в потенциале человека; влияющая
на темпы экономического роста на предприятии, в отрасли благодаря
способности к постоянному развитию. С другой стороны, качественно-количественные
параметры кадрового потенциала производны
от динамичности и гибкости механизма взаимосвязи стадий его воспроизводства со
всеми компонентами и стадиями экономического кругооборота.
Следует помнить, что
кадровый потенциал коллектива больше, чем простая арифметическая сумма
индивидуальных потенциалов работников. Группа по отношению к личности – иная система и потенциал ее – иной.
Для более детального исследования рекомендуем учитывать: эффект суммации
(при анализе кадрового потенциала работника); эмерджентный эффект (на уровне
предприятия); синергетический эффект (на уровне отрасли).
Кроме того,
кадровый потенциал - это интегральная категория со
сложной внутренней структурой. Качественную
структуру кадрового потенциала можно представить как устойчивую совокупность свойств его элементов, складывающуюся
под воздействием факторов, определяющих уровень развития способностей к труду и личности вообще. По-нашему мнению, она
может быть представлена в виде таблицы 1.
Таблица 1
Структура кадрового
потенциала (качественная характеристика)
Компоненты кадрового
потенциала
|
Потенциал работника
|
Кадровый потенциал
сельскохозяйственного предприятия
|
Кадровый потенциал
отрасли (сельского хозяйства)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Психофизиологические
характеристики
|
возраст;
состояние здоровья и отношение к нему;
наследственность;
тип личности и
тип нервной системы;
работоспособность и выносливость;
одаренность
|
оптимальные психофизиологические
условия труда;
напряженность труда;
режим труда и отдыха;
потери рабочего времени из-за
болезней;
интенсивность мероприятий по поддержанию здоровья посредством
реализации здоровьесберегающих технологий;
уровень травматизма;
охрана труда и техника безопасности
|
средняя продолжительность жизни работников
сельского хозяйства;
интенсивность применения здоровьесберегающих
технологий в отрасли;
охрана труда и техника безопасности в
сельском хозяйстве;
интенсивность мероприятий по улучшению
экологии (в первую очередь, по обеспечению сельских жителей чистой питьевой водой)
|
Профессионально-квалификационные
характеристики
|
образовательный
потенциал (объем общих знаний, объем профессиональных знаний и умений);
служебная
карьера (общий стаж работы и стаж работы в данной должности);
профессиональная
мобильность (состоит ли в резерве и на какую должность; повышение квалификации;
способность при необходимости к смене
мест работы и жительства);
количество отработанного
времени, ресурсы рабочего времени;
творческий потенциал,
способность к генерации и реализации идей, трудовая активность
|
образовательная и профессионально-квалификационная
структура персонала предприятия;
доля специалистов с высшим и средним образованием в общей
численности работающих;
затраты на обучение, переподготовку и повышение квалификации работников;
фонд рабочего времени и интенсивность
подготовки на рабочем месте;
количество изобретений,
патентов, рационализаторских предложений, авторских свидетельств,
ноу-хау;
степень природной одаренности, творческие и предпринимательские способности
работников;
уровень культуры управления
|
образовательная
и профессиональная структура кадров сельского
хозяйства региона;
среднее
количество лет обучения в школе и вузе;
уровень
государственного финансирования подготовки специалистов для сельского
хозяйства;
возможности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров
сельского хозяйства;
численность и доля специалистов, занятых
инновациями в отрасли;
наличие условий для рационального использования
и воспроизводства кадрового потенциала аграрной сферы
|
Личностные
характеристики
|
жизненный опыт, опыт общественной и государственной работы;
деловые и моральные качества;
мотивация, отношение к труду;
недостатки и вредные привычки;
способность к саморазвитию и самообразованию;
инициативность
|
аккуратность, обязательность, порядочность, доброжелательность, дисциплинированность
работников предприятия;
стремление
к реализации способностей;
состязательность;
наличие условий для внутрифирменной мобильности
- горизонтальной и вертикальной ротации кадров
|
уровень гражданского сознания и социальной зрелости
работников сельского хозяйства;
ценностные ориентации селян;
потребности и запросы в сфере трудовой деятельности;
интенсивность
мероприятий по улучшению социального
самочувствия сельских тружеников
|
Коммуникативные
характеристики:
|
психология личности,
ее место в трудовом коллективе;
образ мышления;
адаптивность;
способность к сотрудничеству,
причем не только внутри организации,
но и во взаимодействии с внешней средой;
национально-культурные особенности
|
эффективность взаимоотношений между
сотрудниками предприятия;
интенсивность мероприятий по поддержанию
благоприятного психологического климата;
мошенничество и культура труда
|
наличие условий для территориальной, отраслевой и профессиональной мобильности
|
Социальные
характеристики:
|
удовлетворенность статусом (социальное положение) и содержанием
работы (условия труда);
уровень заработной платы;
состав семьи;
материальная и жилищная обеспеченность;
потребление услуг
и образ жизни
|
мотивационно-ценностные ориентиры и
потребности работников;
-наличие условий для
реализации мотивирующих)
функций;
уровень
социальной зрелости (отношение к инвалидам, детям, престарелым) и наличие системы социальных гарантий на
предприятии
|
наличие общерегиональной
системы социальных гарантий
|
Кадровый
потенциал – это понятие, объединяющее
психофизиологические, профессионально-квалификационные,
личностные, коммуникативные и социальные характеристики. Содержание перечисленных
компонентов зависит от объекта исследования, в качестве которого может выступать потенциал отдельного работника,
кадровый потенциал работников сельскохозяйственного предприятия и отрасли
(сельского хозяйства), а связующим звеном между ними являются – сотрудничество
и мотивация. Таким
образом, кадровый потенциал сельского хозяйства
представляет собой собирательную, обобщенную ресурсную характеристику,
привязанную к месту и времени, и зависит от многих факторов.
Однако здесь могут существовать и потенциалы
другой природы, которые проявляются только в процессе сложного синтеза
относительно простых потенциалов, их свойств и связей. Новые аспекты проблемы
заключаются в необходимости дальнейшего исследования кадрового потенциала
сельского хозяйства региона, поскольку современные методологические подходы в
большей степени ориентированы на анализ, чем на синтез возможностей работников,
их свойств, связей, процессов и других факторов, составляющих основу
потенциалов как ресурсов.
|