Каталог статей

к.э.н. Агафоненко О.Ю., Новиков Н.В.
Донецкий государственный университет управления, Украина

Особенности аудита страховых компаний

В условиях развития рыночных отношений и расширения хозяйственных связей между организациями разных форм собственности и организационно-правовых форм особое значение имеют достоверность и точность финансовой отчетности, опираясь на которую субъект хозяйствования выбирает своего партнера, устанавливает взаимоотношения и определяет форму расчета со своими клиентами и поставщиками, решает вопрос о вложении своих средств.

На сегодняшний день развитие аудита страхования значительно отстает от развития самих страховых компаний. Актуальность темы заключается в нынешнем недоверии к страховому рынку Украины. Одним из методов выяснения истины о финансовом положении страховой компании, об уровне выплат, о реальном уровне страховых резервов, о уровне капитала страховой компании, о реальной (справедливой) стоимости финансовых активов и реальном уровне убыточности страховых продуктов.

Особенности аудита страховых компаний стали объектом исследования таких ученых и представителей страхового бизнеса, как Цымбал А., Лысенко Н., Усач Б.Ф., Буханец Д.Г., Терехова А.А. и др.

Согласно Закона Украины «Об аудиторской деятельности» аудит в Украине является обязательным для банков, страховых компаний, доверительных обществ, бирж, инвестиционных фондов и компаний, кредитных обществ, негосударственных пенсионных фондов, других небанковских организаций, эмитентов ценных бумаг, акционерных обществ открытого вида [3].

Страховой аудит – комплексная проверка (экспертиза) результатов финансово-хозяйственной деятельности страховых компаний, включающая правовую, экономическую и бухгалтерскую оценку данных финансовых отчетов, представляемых для публикации (обнародования) или вышестоящим организациям [2].

Страховой аудит разделяется на:

  • внешний – страховой аудит, сопряженный с подтверждением отчетности страховых компаний, эмиссией ценных бумаг и валютных операций;
  • внутренний – страховой аудит, связанный с выбором учетной политики, постановкой бухгалтерского учета, аудиторской частью деятельности страховых компаний и некоторыми вопросами лицензирования. Является одной из функций финансового менеджмента в страховой компании, которая заключается в финансовом контроле, потребность в котором с учетом роста и качественного развития страхового бизнеса все возрастает.

Кроме стандартной проверки достоверности финансовой информации в области обязательного аудита, для страховых компаний могут оказываться следующие аудиторские услуги:

  • методическая помощь в составлении учетной политики, как в целях бухгалтерского учета, так и налогообложения;
  • проверка правильности постановки налогового учета, проверка регистров налогового учета и налоговой отчетности;
  • комплексный анализ финансового состояния страховой организации;
  • экономический анализ деятельности страховой организации. Оценка эффективности осуществления отдельных страховых операций;
  • маркетинговые исследования и создание страховых продуктов, в том числе подготовка документов на лицензирование [1].

По состоянию на 1 июля 2009 года в Реестр Аудиторской Палаты Украины включено 1563 аудиторских фирм и 808 аудиторов-предпринимателей, но для страхового аудита следует выбирать аудитора знающего особенности данной отрасли.

К особенностям страховых компаний можно отнести:

  • специальное страховое законодательство;
  • специфическое ведение бухгалтерского учета;
  • сложные отчетности;
  • определение финансовых результатов;
  • налогообложение;
  • необходимость получения лицензий по каждому виду страхования;
  • запрет на производственную, торгово-посредническую и банковскую деятельность.

Поэтому в первую очередь необходимо проверять наличие и соответствие законодательству документов, которые подтверждают право на осуществление страховой деятельности: устава, учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации, страховые лицензии. Обязательным является соответствие заключенных и позволенных лицензиями договоров страхования.

Если лицензия временная, то в ней указывается срок ее действия. В этом случае аудитор должен удостовериться в том, что в проверяемый период срок действия лицензии не истек и, следовательно, страховщик имел право заключать договоры страхования.

Затем необходимо проверить не занималась ли страховая компания производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью. Для выявления этих нарушений необходимо проверить хозяйственные договоры, заключенные страховщиком со своими контрагентами. Если среди них встречаются договоры на предоставление страховой компанией кредитов, покупку и реализацию материальных ценностей, не предназначенных для деятельности страховщика и т.д., то это свидетельствует о нарушении закона.

Законная основная прибыль страховой компании формируется за счет следующих средств:

  • страховых взносов по договорам страхования, перестрахования;
  • сумм возврата страховых резервов, отчисленных в предыдущие периоды;
  • комиссионных вознаграждений, полученных за оказание услуг страхового агента, страхового брокера, сюрвейера и аварийного комиссара;
  • возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по договорам, переданным в перестрахование.

К прочим поступлениям от страховой деятельности относятся:

  • доходы, полученные от размещения страховых резервов и других средств;
  • суммы полученных процентов, начисленных на депозитные счета, размещенные для получения аккредитации в различных банковских структурах;
  • суммы, полученные в порядке реализации права требования страхователя к лицу, ответственному за причиненный ущерб;
  • прочие доходы от осуществления страховой деятельности.

Особое внимание в ходе аудита стоит уделить контролю за правильностью составления, юридического оформления и учета договоров страхования, а также за правильностью осуществления и учета операций по страхованию, взаимострахованию и перестрахованию.

Основной статьей расходов страховщика являются страховые выплаты. Поэтому проверке обоснованности и своевременности осуществления страховых выплат, а также обоснованности отказов страхователям в страховых выплатах уделяется много внимания и времени [4].

К основным затратам страховщиков относятся:

  • страховые выплаты по прямому страхованию;
  • отчисления в страховые резервы;
  • страховые взносы, переданные в перестрахование;
  • возмещения доли страховых выплат по договорам, принятым в перестрахование;
  • комиссионные вознаграждения, уплаченные агентам по договорам страхования и перестрахования (Здесь следует уделить особое внимание наличию юридических оснований для начисления и оплаты комиссионного вознаграждения, т.е. надлежащим образом оформленного договора или контракта. Здесь же проверяется правильность исчисления комиссионного вознаграждения по заключенным и оплаченным договорам.);
  • расходы на аренду основных фондов;
  • расходы на ведение дела;
  • другие затраты, связанные со страховой деятельностью.

В ходе аудиторской проверки должны быть установлены обоснованность включения тех или других расходов в себестоимость страховых услуг и правильность формирования финансовых результатов. Страховым законодательством установлены твердые требования по обеспечению финансовой стабильности и платежеспособности страховщика.

Одной из главных операций осуществляемых страховыми компаниями является образование страховых резервов. В ходе аудиторской проверки стоит установить обоснованность, размер и соответствие сформированных страховых резервов принятым на себя страховым обязательствам, соблюдение условий размещения страховых резервов.

Кроме обязательного внешнего страхового аудита, по инициативе руководства может проводиться внутренний аудит. Внутренний страховой аудит – это независимая деятельность по оценке хозяйственных операций внутри организации в интересах управления, т.е. своеобразный вид контроля, который устанавливается руководством. Эффективным данный аудит будет лишь при условии проверки филиалов, подразделений, управлений, агентств и при независимости, т.е. подчинения лишь высшему руководству.

24 октября 2007 года Кабинет Министров Украины Распоряжением № 911-р одобрил Стратегию внедрения международных стандартов финансовой отчетности в Украине (далее МСФО).

Одним из основных направлений реализации утвержденной стратегии является обязательное составление с 2010 года страховщиками финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

Стоит отметить что стандарт МСФО 4 «Страховые контракты», наверное, один из самых сложных и, во многом, еще не унифицирован и четко не определен, что, в принципе, позволяет без значительных изменений использовать существующие практики учета, как базу для ведения учета и представления финансовой информации. Однако, даже при наличии определенных свобод в практике применения МСФО 4, что вызвано сложностью страхового бизнеса, существуют определенные отличия в учете и предоставлении информации, которые необходимо учитывать при подготовке финансовых отчетов для страховых компаний [5].

Одним из итогов работы аудиторов при оценке системы внутреннего контроля является выработка конструктивных предложений по его совершенствованию. Аудиторы принимают участие в разработке системы внутреннего контроля предприятия, высказывая свои предложения в информационном письме, адресованном Совету директоров и руководству предприятия.

Литература:

  1. [сылка более недоступна}
  2. [сылка более недоступна}
  3. Закон Украины «Об аудиторской деятельности» от 22 апреля 1993 года N3125-ХII.
  4. [сылка более недоступна}
  5. [сылка более недоступна}