Каталог статей |
к.э.н. Агафоненко О.Ю., Новиков Н.В.
Особенности аудита страховых компанийВ условиях развития рыночных отношений и расширения хозяйственных связей между организациями разных форм собственности и организационно-правовых форм особое значение имеют достоверность и точность финансовой отчетности, опираясь на которую субъект хозяйствования выбирает своего партнера, устанавливает взаимоотношения и определяет форму расчета со своими клиентами и поставщиками, решает вопрос о вложении своих средств. На сегодняшний день развитие аудита страхования значительно отстает от развития самих страховых компаний. Актуальность темы заключается в нынешнем недоверии к страховому рынку Украины. Одним из методов выяснения истины о финансовом положении страховой компании, об уровне выплат, о реальном уровне страховых резервов, о уровне капитала страховой компании, о реальной (справедливой) стоимости финансовых активов и реальном уровне убыточности страховых продуктов. Особенности аудита страховых компаний стали объектом исследования таких ученых и представителей страхового бизнеса, как Цымбал А., Лысенко Н., Усач Б.Ф., Буханец Д.Г., Терехова А.А. и др. Согласно Закона Украины «Об аудиторской деятельности» аудит в Украине является обязательным для банков, страховых компаний, доверительных обществ, бирж, инвестиционных фондов и компаний, кредитных обществ, негосударственных пенсионных фондов, других небанковских организаций, эмитентов ценных бумаг, акционерных обществ открытого вида [3]. Страховой аудит – комплексная проверка (экспертиза) результатов финансово-хозяйственной деятельности страховых компаний, включающая правовую, экономическую и бухгалтерскую оценку данных финансовых отчетов, представляемых для публикации (обнародования) или вышестоящим организациям [2]. Страховой аудит разделяется на:
Кроме стандартной проверки достоверности финансовой информации в области обязательного аудита, для страховых компаний могут оказываться следующие аудиторские услуги:
По состоянию на 1 июля 2009 года в Реестр Аудиторской Палаты Украины включено 1563 аудиторских фирм и 808 аудиторов-предпринимателей, но для страхового аудита следует выбирать аудитора знающего особенности данной отрасли. К особенностям страховых компаний можно отнести:
Поэтому в первую очередь необходимо проверять наличие и соответствие законодательству документов, которые подтверждают право на осуществление страховой деятельности: устава, учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации, страховые лицензии. Обязательным является соответствие заключенных и позволенных лицензиями договоров страхования. Если лицензия временная, то в ней указывается срок ее действия. В этом случае аудитор должен удостовериться в том, что в проверяемый период срок действия лицензии не истек и, следовательно, страховщик имел право заключать договоры страхования. Затем необходимо проверить не занималась ли страховая компания производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью. Для выявления этих нарушений необходимо проверить хозяйственные договоры, заключенные страховщиком со своими контрагентами. Если среди них встречаются договоры на предоставление страховой компанией кредитов, покупку и реализацию материальных ценностей, не предназначенных для деятельности страховщика и т.д., то это свидетельствует о нарушении закона. Законная основная прибыль страховой компании формируется за счет следующих средств:
К прочим поступлениям от страховой деятельности относятся:
Особое внимание в ходе аудита стоит уделить контролю за правильностью составления, юридического оформления и учета договоров страхования, а также за правильностью осуществления и учета операций по страхованию, взаимострахованию и перестрахованию. Основной статьей расходов страховщика являются страховые выплаты. Поэтому проверке обоснованности и своевременности осуществления страховых выплат, а также обоснованности отказов страхователям в страховых выплатах уделяется много внимания и времени [4]. К основным затратам страховщиков относятся:
В ходе аудиторской проверки должны быть установлены обоснованность включения тех или других расходов в себестоимость страховых услуг и правильность формирования финансовых результатов. Страховым законодательством установлены твердые требования по обеспечению финансовой стабильности и платежеспособности страховщика. Одной из главных операций осуществляемых страховыми компаниями является образование страховых резервов. В ходе аудиторской проверки стоит установить обоснованность, размер и соответствие сформированных страховых резервов принятым на себя страховым обязательствам, соблюдение условий размещения страховых резервов. Кроме обязательного внешнего страхового аудита, по инициативе руководства может проводиться внутренний аудит. Внутренний страховой аудит – это независимая деятельность по оценке хозяйственных операций внутри организации в интересах управления, т.е. своеобразный вид контроля, который устанавливается руководством. Эффективным данный аудит будет лишь при условии проверки филиалов, подразделений, управлений, агентств и при независимости, т.е. подчинения лишь высшему руководству. 24 октября 2007 года Кабинет Министров Украины Распоряжением № 911-р одобрил Стратегию внедрения международных стандартов финансовой отчетности в Украине (далее МСФО). Одним из основных направлений реализации утвержденной стратегии является обязательное составление с 2010 года страховщиками финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Стоит отметить что стандарт МСФО 4 «Страховые контракты», наверное, один из самых сложных и, во многом, еще не унифицирован и четко не определен, что, в принципе, позволяет без значительных изменений использовать существующие практики учета, как базу для ведения учета и представления финансовой информации. Однако, даже при наличии определенных свобод в практике применения МСФО 4, что вызвано сложностью страхового бизнеса, существуют определенные отличия в учете и предоставлении информации, которые необходимо учитывать при подготовке финансовых отчетов для страховых компаний [5]. Одним из итогов работы аудиторов при оценке системы внутреннего контроля является выработка конструктивных предложений по его совершенствованию. Аудиторы принимают участие в разработке системы внутреннего контроля предприятия, высказывая свои предложения в информационном письме, адресованном Совету директоров и руководству предприятия. Литература:
|