Каталог статей |
Масс
О.Н.
Регулирование открытости национальной экономики в период трансформации мирового хозяйстваОдной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины XX века является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, в их взаимодополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур. Характерно, что все эти процессы взаимодействия, сближения, сотрудничества носят противоречивый, диалектический характер. Диалектика международных экономических отношений состоит в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран приводит в итоге ко все большей интернационализации мирового хозяйства, открытости национальных экономик, углублению международного разделения труда [1]. Отличительным признаком глобальной экономики является открытость экономики. Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился последовательный переход многих стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку. Начиная с периода послевоенного экономического восстановления и в последующие годы, правительства ведущих стран Запада все активнее освобождались от автаркического наследия прошлого. Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики - объективная тенденция мирового развития. Действие в соответствии с принципами открытой экономики – это признание стандартов мирового рынка, действие в соответствии с его законами. Традиционно считается, что преимуществами открытой экономики являются: углубление специализации и кооперации производства; рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности; распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений; рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке. Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика - это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства. Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы. При этом открытость как свойство национальной экономики должно быть уравновешено свойством управляемости на уровне государства. Так, стихийная открытость, «распахнутость» не только не способствует экономическому развитию, но и, наоборот, является угрозой экономической безопасности страны. Разумная открытость, построенная на принципах эффективности, конкурентоспособности, национальной безопасности, не может быть осознана без учета структуры экспорта и движения капитала, а также таможенной, валютной, налоговой, кредитной и инвестиционной политик, оказывающих влияние не только на формы, но и на общие масштабы их взаимодействия с внешним миром. Для характеристики степени открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы страны в практике принято использовать две группы показателей-индикаторов: прямые и косвенные. К прямым (основным) показателям открытости национальной экономики относятся: удельный вес внешней торговли в валовом внутреннем продукте (ВВП), или внешнеторговая квота; доля экспорта в национальном производстве, или экспортная квота; доля импорта в национальном потреблении товаров и услуг, или импортная квота; удельный вес иностранных инвестиций по отношению к внутренним. Кроме того, это группа индикаторов открытости распадается на более частные показатели, характеризующие различные стороны открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы. Например, пороговые (предельно допустимые) значения этих показателей определяют степень экономической (продовольственной, технологической и др.) безопасности. Вторую (косвенную) группу показателей-индикаторов открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы составляют, как правило, количественные значения экспертных оценок различных процессов и явлений, происходящих в экономике страны. Например, объем ввоза/вывоза иностранной валюты; число свободных экономических зон различных типов, функционирующих в экономике страны; участие страны в межгосударственных экономических союзах, договорах, соглашениях и др. Одним из основных сравнительных показателей открытости национальных экономик мира является Индекс экономической свободы. В данном случае свобода и открытость понимаются и рассматриваются как синонимы. Индекс экономической свободы характеризует степень невмешательства государства в производство, распределение и потребление товаров и услуг. Данный индекс отражает степень либерализации и открытости экономики. Показатель, ежегодно рассчитывается газетой Wall Street Journal и исследовательским центром Heritage Foundation по большинству стран мира. Анализ экономической свободы проводится с 1995 года. В 2010 году в рейтинге представлены 183 страны. Эксперты Heritage Foundation определяют экономическую свободу как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой». Индекс экономической свободы базируется на 10 индексах, измеряемых по шкале от 0 до 100, при этом показатель 100 соответствует максимальной свободе, а 0, соответственно, минимальной. По уровню экономических свобод в 2010 году Украина заняла 162 место из 179 стран мира. Это также наихудший результат в Европе, из всех европейских государств индекса Украина заняла последнее 43 место. В целом, по уровню экономических свобод Украина относится к группе «несвободных» или «репрессивных» экономик, что обусловлено высоким уровнем монополизации рынков и, соответственно, коррупции. По итогам 2009 г., представленных в Индексе-2010, среди проблем Украины аналитики назвали коррупцию, слабость и недоразвитость финансовой системы, а также бюрократические преграды. Вместе с тем эксперты, анализируя показатели Украины, отмечают ряд позитивных сдвигов. В частности, государство осуществляло ряд важных структурных реформ, стараясь укрепить свою экономическую базу и за последние 5 лет добилась ежегодного роста в 5%. К позитивным шагам, сделанным Украиной, зачислили также усовершенствование налоговых норм и вступление во Всемирную торговую организацию. Однако во время перехода к росту экономических свобод Украина осталась позади других европейских стран, прежде всего это касается создания благоприятной среды для предпринимательства, а также борьбы с коррупцией. Процесс приватизации и поощрения иностранных инвестиций проходил медленно. Нормативные и законодательные правила игры остаются громоздкими и неэффективными. Бюрократические преграды усложняют коммерческие операции и становление бизнеса. Подобная оценка является ориентиром для совершенствования процесса государственного экономического регулирования. Разумеется, речь не идет о неосознанном копировании требований к открытой экономике, предъявляемым составителями рейтинга. В нем присутствуют критерии, не всегда приемлемые для заданной национальной экономики на рассматриваемом этапе развития. Однако объективные критерии требуют анализа и усовершенствования, такие например, как уровень коррупции, громоздкость бюрократических процедур. При этом увеличение степени участия государства в регулировании экономики обусловлено экономическим кризисом и является адекватной реакцией системы управления на кризис управляемого объекта.
Литература
|