Каталог статей |
Плаксий
В.Ю., Назаренко Е.А.
Этические аспекты профессии бухгалтераОдним из аспектов в области стандартизации учета являются общепринятые нормы поведения бухгалтеров, составляющие профессиональную бухгалтерскую этику. На текущий момент профессиональная деятельность бухгалтеров регулируется Кодексом этики профессиональных бухгалтеров, принятым в 1996 году, который в 2009 году пересматривался, и вышла его обновленная редакция. Данный документ является основой этических требований, в которых детально рассматриваются правила, рекомендации, стандарты поведения, выдвигаемые к профессиональным бухгалтерам в каждой стране. Его назначением является обеспечение согласования личного поведения каждого бухгалтера с интересами общества, установление моральных критериев, которых обязан придерживаться каждый бухгалтер в ходе осуществления своей профессиональной деятельности [3]. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Международной Федерации бухгалтеров был принят Аудиторской Палатой Украины как обязательный к использованию субъектами аудиторской деятельности (Протокол заседания АУП № 122 от 18.04. 2003 г.) [1]. Международный Кодекс этики служит в качестве модели, на которой основываются национальные руководства по этическим нормам. В нем устанавливаются стандарты поведения профессиональных бухгалтеров и определяются фундаментальные принципы, которые профессиональным бухгалтерам необходимо выполнять для достижения общих задач. Фундаментальными принципами являются: честность, объективность, профессиональная компетентность и надлежащая тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение и технические стандарты. К наиболее значимым для бухгалтера качествам, определяющим его профессиональную пригодность, можно отнести честность, аккуратность, внимательность, «чувство цифры», умение хранить коммерческую тайну [2, с.18-19]. Профессиональные бухгалтеры играют важную роль в обществе. Инвесторы, кредиторы, работодатели и представители других секторов делового сообщества, равно как правительство и все общество в целом, полагаются на профессиональных бухгалтеров в вопросах правильного ведения финансового учета и отчетности, эффективного финансового менеджмента, а также предоставления компетентных консультаций по различным вопросам бизнеса и налогообложения. Отношение и поведение профессиональных бухгалтеров в процессе предоставления таких услуг влияют на экономическое благосостояние сообщества и страны. В настоящее время профессия бухгалтера характеризуется определенными характеристиками, включая:
Учет, как и любая другая профессия, требует от специалиста постоянного поддержания квалификации на надлежащем уровне, а также умения пользоваться применяемыми техническими и программными средствами (компьютером и компьютерными программами). Единственная и невольная ошибка в бухгалтерских расчетах может привести к несоизмеримым с ней штрафным санкциям, поэтому от правильных действий бухгалтера во многом зависит финансовое благополучие. По мнению Медведева М.Ю., значительной моральной ответственностью, налагаемой на бухгалтера, объясняется то, что эта работа связана с постоянными стрессами, получаемыми бухгалтером при общении, как с непосредственными начальниками, так и с представителями контролирующих органов. Бухгалтер обязан быть готовым к подобному развитию событий и четко представлять себе степень опасности, исходящей от тех или иных должностных лиц, а также характер юридических, бухгалтерских и налоговых последствий, возможных при каком-либо промахе [4, с.132]. Время от времени профессиональные бухгалтеры сталкиваются с ситуациями, которые приводят к возникновению конфликтов интересов. Такие конфликты могут возникать в различной форме, начиная с относительно незначительной дилеммы и заканчивая случаями чрезвычайного мошенничества и подобными противозаконными действиями. С точки зрения Мальковой Т.Н., бухгалтеру нужно обладать мужеством хотя бы для того, чтобы не впадать в "полуобморочное состояние" от опасения быть уволенным [5, с.6]. Таким образом, этические аспекты профессии бухгалтера занимают важное место в отношениях с руководством предприятия, так и с инвесторами, кредиторами и государственными органами. Литература:
|