Каталог статей

Ширмук Е.В.
Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Туган-Барановского

Эволюция интернет-трейдинга

За короткое время интернет-трейдинг превратился из услуги простого приема клиентских заявок брокером в глобализированную структуру, осуществляющую широкий набор финансовых услуг через всемирную сеть. Существуют 3 основные сегмента брокерской индустрии [1]:

  1. Простое исполнение клиентских заявок брокером (Execution Only). Брокер получает и исполняет заявку клиента на покупку/продажу финансовых инструментов. Отличается минимальной ставкой брокерских комиссионных платежей. Используется в большинстве случаев профессионалами рынка ценных бумаг, для которых важны факторы уменьшения издержек при работе на фондовом рынке и качество исполнения заявок.
  2. Брокеридж с консультированием (Advisory Brokerage). Клиент получает персональный совет по инвестиционной стратегии. Как правило, финансовые институты при данном виде услуг взимают повышенные комиссионные платежи, по сравнению с простым исполнением заявок.
  3. Брокер, действующий по собственному усмотрению (Discretionary Brokerage). Брокер покупает/продает ценные бумаги для клиента по своему усмотрению. Инвестиционные декларации, которые заранее обговорены между брокером и клиентом, являются неотъемлемым документом, регламентирующим работу брокера. Платежи клиента за услуги брокера в данном случае принимают форму комиссионных платежей, привязанных к росту стоимости клиентских активов.

На начальных этапах развития интернет-трэйдинга доминировал сегмент простого исполнения клиентских заявок (Execution Only), который был ориентирован на профессиональных инвесторов. Заявки подавались через компьютер, обрабатывались брокером и передавались для исполнения. По мере развития интеренет-трейдинга появились системы прямого биржевого доступа. В интернет-трейдинг включились другие категории инвесторов, которым понадобились сопутствующие инвестиционные услуги, связанные с покупкой/продажей финансовых инструментов [2].

Действующая сегодня гибридная бизнес-модель современного интернет-брокера представляет собой комбинацию двух классических сегментов. Брокер предоставляет клиенту доступ к необходимой аналитической информации и инструментам анализа для облегчения процесса принятия инвестиционного решения клиентом, получает и исполняет заявки клиента и в случае получения запроса предоставляет клиенту инвестиционный совет. При гибридной модели доходные статьи интернет-брокера - это прежде всего брокерские комиссии, процентные платежи от кредитов, предоставленных клиентам, и маркетмейкерская деятельность брокера.

В настоящее время инвестиционные компании расширяют спектр финансовых инструментов, которые можно купить через Интернет. Клиент получает прямой доступ на несколько биржевых и внебиржевых площадок на одной торговой платформе. Используя функции формирования клиентской отчетности и анализа, клиент самостоятельно задает различные параметры клиентского отчета [1].

Для понимания возможных стратегий интернет-брокеров, помимо стратегии диверсификации предложения финансовых услуг через Интернет, можно разделить процесс торговли финансовыми инструментами через электронные сети на следующие 4 фазы [2]:

  1. Информационная фаза. Инвестор осуществляет поиск информации о финансовом инструменте, текущей рыночной обстановке и перспективах, возможных контрагентах по предполагаемой сделке и любой другой информации, которая поможет инвестору принять инвестиционное решение.
  2. Фаза подачи заявок. Инвестор формирует торговую заявку и передает ее для исполнения своему брокеру посредством электронных каналов, либо при наличии прямого доступа к торговой системе клиент сам помещает заявку.
  3. Фаза работы торговой системы и исполнение заявки. Далее начинается фаза работы торговой системы, где торговые заявки обрабатываются, совмещаются друг с другом и исполняются.
  4. Расчеты между контрагентами по осуществленным сделкам и дальнейшие, связанные с расчетами послеторговые действия происходят на фазе расчетов и клиринга.

В настоящее время большинство интернет-брокеров сфокусировали свои стратегии на использовании электронных коммуникационных каналов для предоставления инвесторам удобных торговых платформ по низким комиссионным тарифам. Сегодняшние стратегии интернет-брокеров охватывают предоставление инвесторам первых двух фаз процесса торговли финансовыми инструментами. Две последние фазы - работа торговой системы, расчеты и клиринг - остаются другим участникам инфраструктуры фондового рынка, таким как традиционные биржи, расчетные организации и центральные депозитарии [1].

Растущая финансовая грамотность населения привела к тому, что существует тенденция хранения денежных средств не на банковских счетах, а на специальных инвестиционных/брокерских счетах, через которые осуществляются операции с финансовыми инструментами. Компании в свою очередь преобразовываются из интернет-брокера в финансовые институты полного жизненного цикла, предоставляющие большой спектр финансовых услуг через многофункциональные финансовые интернет-порталы. Таким образом, интернет является наиболе эффективным и удобным средством для проведения финансовых операций и в будущем, возможно, вытеснит существующие стандартные формы финансовой деятельности.

Литература:

  1. ">[сылка более недоступна}
  2. [сылка более недоступна}