Каталог статей |
к.э.н., доцент Строева О.А.
Инновационная деятельность в региональных экономических системахИнновационный процесс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития систем и страны в целом, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием научно-технического прогресса. Инновационная деятельность это уникальный специфический процесс, воссоединивший в себе науку и научные исследования, технику и технологии, предпринимательство как источник инновационных идей, экономику и коммерцию, природно-материальные компоненты и управление. Следовательно, данный процесс простирается от зарождения идеи (предпринимательство) на основе потребностей рынка и достижений науки и техники до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. Как правило, результатом инновационного процесса является инновация. Рассмотрение инноваций как конечного элемента инновационного процесса позволяет наметить некоторые подходы к их классификации в зависимости от: технологических параметров; новизны для рынка; места в системе; глубины преобразований (базовые, модернизирующие, частные); учета сфер деятельности: технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области управления. Преимущественное использование совокупности инновационных факторов в развитии экономической системы и составляет сущность перевода ее на качественно новый тип развития, позволяющий ей приобретать важнейшие свойства в рыночной среде – экономическую устойчивость и конкурентоспособность. Теоретически существуют два подхода развития инновационных процессов в экономических системах. Можно пойти по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Выпуская данные продукты система придерживается стратегии потребления. Развитие этой системы полностью зависит от появления на рынке новых технологий и патентов. Применения данного подхода предполагает высокие затраты на приобретение инновационных продуктов и длительный период окупаемость вложений. Другой путь – опора на собственный научно-технический потенциал, на развитие отечественных инновационных процессов, в значительной мере востребованные сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным со многих точек зрения, однако требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров. Рассматривая инновационный процесс с позиции цепной модели можно с уверенностью полагать, что активное стимулирование развития инновационных процессов в регионе неизбежно вызывает изменения всех компонентов экономической системы с последующими преобразованиями взаимодействующей с ней внешней средой. Как следствие принципиально меняется стратегия, цели и приоритетные направления развития экономической системы, приоритеты рынков трансформируются зависимости между распределительной, производственной и потребительской фазами экономических процессов, процесс производства распространяется. Результатом эффективной реализации инновационных процессов служат: рост доходов экономической системы, повышение конкурентоспособности и финансовой устойчивости экономики, ее комплексная экономическая безопасность, социальное благополучие, рост качества жизни населения и др. В развитии инновационных процессов экономических систем важная роль отводится управлению, регулированию, стимулированию. Управление, регулирование и стимулирование инновационных процессов на региональном уровне происходит посредством разработки и реализации инновационной политики, способной решать государственные задачи повышения конкурентоспособности и устойчивости экономики. Как всякая политика, инновационная политика есть «искусство возможного». Она определяется как региональными, так и общеэкономическими условиями, политическими и законодательными ограничениями для развития и продвижения инновационных процессов в регионе. Приоритеты региональной инновационной политики определяются экономическими потребностями и многопрофильным научно-инновационным потенциалом любой области. Региональная инновационная политика - составная часть экономической политики региональных органов власти, определяющая цели, направления, формы деятельности и механизмы поддержки субъектов инновационной деятельности в сфере практического применения (использования) инноваций, коммерциализации и внедрения в реальный производственно-технологический сектор экономики передовых достижений науки и техники. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных экономических системах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала. Региональная инновационная политика призвана обеспечить увеличение валового внутреннего продукта региона за счет разработки новых видов продукции и технологий и последующего освоения производства, расширения на этой основе рынков сбыта новых товаров. В этой связи автор данной диссертационной работы выделяет следующие основным направления региональной инновационной политики:
Концепция региональных властей в области инновационной деятельности, утвержденная в виде правового акта в установленном законом порядке, должна определять организационные, правовые и экономические условия научно-технической и инновационной деятельности, обосновать отношения между субъектами инновационной деятельности и органами государственной власти региона, и быть направлена на создание условий развития и функционирование субъектов инновационной деятельности на территории региона. С помощью научно-технических программ решаются также проблемы здравоохранения, экологии, информатизации и другие социально значимые для регионов вопросы. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие, плотное взаимодействие органов государственного управления, коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, а также и общественных организаций регионального и федерального уровней. Государство является непременным участником инновационного процесса, выполняя, по мнению автора данной диссертационной работы, одну из важнейших, ответственейших и квалифицированных функций, требующих высочайшего профессионализма и усилий со стороны руководителей органов государственной власти, инновационно-стратегическую. Следовательно, к особенностям инновационных процессов в региональных экономических системах можно отнести: область форм организации процесса интеграции науки и производства; область форм организации промежуточного звена между наукой и производством, малые инновационные предприятия; организация управления инновационной деятельностью в региональных экономических системах государственными органами власти; правовое регулирование; экономические отношения в инновационной сфере связанные с длительным сроком и особо высоким риском вложение в нее; прямое государственное инвестирование; многоканальное частное финансирование; реструктуризация. Таким образом, уровень развития инновационных процессов формируют направления и темпы развития региональных экономических систем в целях качественного преобразования и увеличения основных экономических показателей. |