Каталог статей

Корноухова Н.А.

Разработка и исследование вариантов корпоративного управления НИОКР

Современный бизнес ориентирован на непрерывное техно­логическое развитие, которое обеспечивает компаниям конкурентное преимущество в технологической области. Технологии и инновации являются ключом к успеху и для малой компании, и для крупной корпорации. Исследования и разработки сегодня стали частью производственной цепочки, благодаря которой создаются новые продукция и услуги, оптимизируются затраты производства.

Технологии и инновации — предмет внимания и заботы как самой корпорации, так и государства. От состояния технологий зависят структура экономики и экономическая эффективность страны. Развитые государства имеют собственную четкую продуманную долгосрочную стратегию развития на­циональной науки и технологий. Она реализуется путем государ­ственного финансирования фундаментальной науки, образования, поддержки приоритетных технологических разработок, развития национальной научно-технической инфраструктуры, совершенствования законодательства в области науки и технологий. Вложения в новые технологии в мире составляют триллионы долларов в год (это в несколько раз больше ВВП РФ). Большая часть, около 70%, затрат на исследования и разработки напрямую обеспечивается бизнесом. Остальные 30% — государственное бюджетное финансирование.

Комплексный анализ научных трудов зарубежных и российских ученых показал, что практически все они сконцентрированы на проблемах создания и развития различных элементов системы корпоративного управления, а вопросы оценки ее эффективности отошли на второй план, также мало уделено внимания инновационному развитию в области корпоративного управления.

Инновационное развитие требует профессионального управления. Качество управления инновациями оказывается более важным фактором, чем объем затраченных средств. В управлении технологическим развитием важны и имеют свои особенности все основные аспекты менеджмента, включая определение цели, выбор структуры управления, механизмов финансирования, методики учета затрат, способов мотивации персонала, создание системы контроля.

Сейчас НИОКР составляет неотъемлемую часть производственного процесса, абсолютно необходимую для получения конкурентного преимущества, для вывода на рынок новых продуктов и услуг, повышения качества выпускаемой продукции, снижения себестоимости, повышения производительности труда и в конечном счете получения дополнительной прибыли.

Исследование данной области науки, развиваемой в крупных компаниях, играет ключевую роль в научно-техническом прогрессе. Именно корпоративная отраслевая наука, суммарные затраты на которую превышают все остальные расходы на исследования и разработки, создает высоко­технологичные продукты и процессы, определяющие уровень технологического развития цивилизации. От того, как осуществляются инновационные процессы в корпорациях, зависит не только эффективность промышленности, но и технологическое совершенство мира. Чем моложе и динамичнее отрасль, т.е. чем быстрее в ней одно поколение продуктов сменяется другим, тем острее конкуренция и тем больше значимость инноваций. Однако и в традиционных отраслях, таких как, например, топливно-энер­гетический комплекс, добыча полезных ископаемых, металлургия, новые технологии играют очень важную роль.

Финансирование научных исследований и технологических разработок в мире осуществляется из нескольких источников. Ос­новные из них - государство и бизнес. Причем мировые затраты бизнеса в этой сфере примерно в два раза превосходят государственные и направлены прежде всего на прикладные исследования и технологические разработки. Очевидно, что любое серьезное технологическое решение до вывода его на рынок на стадии прикладных исследований и разработок проходит стадию финанси­рования со стороны бизнеса. В меньшей степени корпоративная наука представлена в области фундаментальных исследований, однако и здесь корпорации вносят существенный вклад.

Каждая компания по-своему подходит к вопросам финансирования новых разработок в зависимости от того, к какой отрасли она относится, в каком регионе расположена, является ли она лидером или аутсайдером и ряда других факторов. Об этом наглядно свидетельствуют результаты статистических и целевых исследований, проводящихся с целью анализа корпоративных НИОКР в различных отраслях промышленности [2]. Так, в ежегодном обзоре данных по корпоративным НИОКР, выпускаемом в рамках программы «Индустриальные исследования и инновации» (IRI) Института перспективных технологических исследований (IPTC), входящего в состав Объединенного исследовательского центра (JRC) Европейской комиссии по науке и технологиям [4, 5], содержатся детальные данные по инвестициям в НИОКР 1000 крупнейших корпораций Европы и 1000 крупнейших корпораций мира. Анализ таких обзоров позволяет сделать целый ряд важных наблюдений и выводов.

Согласно отчетам IRT, суммарные затраты на НИОКР крупнейших корпораций составляют порядка 400 млрд долл. в год. Если добавить затраты не только крупнейших, но и всех остальных компаний, то цифра будет еще внушительнее. В докризисный период (2005—2007) темпы роста затрат по отраслям находились в пределах от нескольких до десятков процентов при среднем значении 9%. Следует подчеркнуть, что каждая из таких корпораций, как Microsoft, General Motors, Pfizer, Toyota Motor, Johnson & Johnson, Ford Motor, Nokia, Roche, в 2007 г. затратила на НИОКР более 5 млрд евро.

Относительные затраты на НИОКР сильно варьируют по отрас­лям, в компаниях одной отрасли они изменяются менее значитель­но и мало отличаются от среднеотраслевого уровня. Для сырьевых отраслей, таких как добыча и переработка углеводородов, электро­энергетика, металлургия, относительные затраты на исследования и разработки не превышают доли процента. В традиционных от­раслях промышленности — авиации, автомобилестроении, химии и нефтехимии, нефтегазовом секторе, электронике и электротехни­ке — затраты составляют несколько процентов от выручки. Для та­ких отраслей, как биотехнологии, фармацевтика, программное обес­печение, затраты достигают 10%, а часто и более (график 1).

Абсолютные затраты на исследования и разработки пропор­циональны выручке компании: чем больше выручка, тем выше затраты. Коэффициент пропорциональности является среднеот­раслевым значением относительных затрат на НИОКР. Действительно, если бы исследования и разработки были бы целиком и полностью направлены на создание новой продукции или новых технологий, то затраты на НИОКР не зависели бы от масштаба производства, как это наблюдается на практике. Существование данной зависимости, отражает тот факт, что большая часть бюджета расходуется на технологические потребности, кото­рые прямо пропорциональны объему производства.

График 1

Данные таблицы являются анализом источников [4, 5].

Суммарные затраты на НИОКР в стране или регионе - значимая величина. Она характеризует региональный «спрос на науку» и, как следствие, региональный уровень развития науки. Очевидно, что затраты на исследования и разработку будут выше в тех регионах, где больше доля высокотехнологичного сектора и выше региональный ВВП. Почти половину затрат на R&D обеспечивают компании США. Весьма высокие инвестиции характерны и для Мексики, Японии, стран Европы. Доля России на этом фоне сильно мала — порядка 0,1% общемировых затрат. Обусловлено это целым рядом факторов, в том числе историей развития, текущей политико-экономической обстановкой, наличием ресурсов, уровнем образования.

Анализ затрат на НИОКР компаний одной отрасли позволяет сделать целый ряд полезных выводов об отрасли, о компаниях, о технологическом прогрессе и роли технологических инноваций.

Поскольку технологические инновации осуществляются с целью получения конкурентных преимуществ, сопоставим относительные затраты на НИОКР и темп роста бизнеса компании. Можно предположить, что компании, которые больше инвестируют в НИОКР, будут иметь и более высокие темпы роста бизнеса. Однако данное правило редко когда справедливо.

Расходы на НИОКР, оказывают значительное влияние на бизнес, однако сами по себе затраты не гарантируют результат. Аналогичный вывод был сделан Б. Ярузельски на основании обработки огромного массива информации [3]. В целом, большинство специалистов сходятся во мнении, что главным фактором успеха в получении конкурентного преимущества в технологиях является не уровень расходов на НИОКР, а эффективность управления инновациями. Важнейшие факторы эффективности НИОКР следующие:

  • соответствие инновационной стратегии стратегическим за­дачам бизнеса;
  • соответствие проектов НИОКР инновационной стратегии;
  • соответствие инновационной инфраструктуры инновацион­ной стратегии, преемственность и непрерывность процесса НИОКР;
  • продуманная регламентация всех этапов инновационного процесса;
  • оптимальная система финансирования НИОКР;
  • наличие внутреннего или внешнего заказчика, осуществление коммерциализации результатов по заранее определенным схемам;
  • взаимодействие основных служб в постановке и решении инновационных задач (НИОКР, маркетинг, сбыт, сервис, производство, финансирование и др.);
  • квалификация персонала, управляющего инновационной деятельностью;
  • четкое управление инновационными проектами.

По сравнению с развитыми странами расходы на НИОКР в российской промышленности низки как в абсолютном, так и в относительном измерении. Промышленные расходы на НИОКР оцениваются (точных данных нет) в сумму порядка миллиарда долларов в год, т.е. около 0,1% промышленных расходов на НИОКР в мире. Относительные цифры, характеризующие расходы на науку в Российской Федерации, также ниже мировых. Например, в нефтегазовой индустрии мировые расходы на НИОКР составляют 1-2 долл.

Относительно затрат на НИОКР в промышленности, к сожалению, пока еще не существует исчерпывающей статистики. В отличие от большинства крупных зарубежных корпораций в России лишь только немногие компании публикуют данные об инвестициях НИОКР. Федеральная служба государственной статистики оценила внутренние затраты на НИОКР (текущие и капитальные затраты на выполнение исследований и разработок собственными силами организаций) предприятий в 2010 г. в 288,7 млрд руб. [1], что составляет более 1% ВВП. При этом расходы по секторам (государственный, предпринимательский, образовательный и некоммерческий) соответственно распределились следующим образом: 77,9; 192,5; 17,6; 0,7 млрд руб. Расходы федерального бюджета на науку в 2010 г. составили около 97,4 млрд руб., 42,8 млрд приходится на фундаментальные и 54,6 млрд на прикладные исследования (2,3% бюджетных Расходов или 0,36% ВВП РФ). Таким образом, на науку в Российской Федерации в 2010 г. было израсходовано порядка 300 млрд руб. пни 10 млрд долл., из которых около трети - бюджетные средства, остальное - средства предпринимательского сектора.

НИОКР высокого уровня, представляют собой очень серьезное и весьма дорогостоящее мероприятие, в связи с чем к управлению исследованиями и разработками необходимо подходить с большой ответственностью. Необходимо обеспечить тщательное планирование и учет, эффективное взаимодействие специалистов различных служб, документальное оформление и архивирование результатов всех стадий работы, минимизацию всех видов рисков, выявление и охрану объектов интеллектуальной собственности, соблюдение правил охраны труда, информационную безопасность и учесть многие другие аспекты. Все виды деятельности должны осуществляться в соответствии с разработанными и утвержденными политиками и регламентами работы, охватывающими все бизнес-процессы компании.

Кратко остановимся на наиболее важных выводах, следующих из рассмотренного материала.

  1. Расходы на корпоративные НИОКР составляют более 2/3 мировых расходов на науку.
  2. Каждой отрасли соответствует свой уровень затрат на НИОКР. Он выше там, где больше доля новой продукции и более высокая стоимость ОИС и технологий в стоимости продукта.
  3. Высокие затраты на НИОКР или активность в области ОИС не гарантируют результат, хотя низкие затраты гарантируют отставание.
  4. Фундаментальный принцип организации НИОКР - ориентация на потребности бизнеса. Основополагающее значение для организации НИОКР имеет логическая связь: бизнес-стратегия - инновационная стратегия - инновационная инфраструктура и ресурсы - финансирование - основные задачи - проекты НИОКР.
  5. Инновационная стратегия определяет задачи и направления НИОКР. Выделяют два основных ее вида: агрессивный и защитный. От стратегии НИОКР во многом зависит научно-техническая инфраструктура проектов в компании.
  6. Научно-техническая инфраструктура должна логически соответствовать задачам НИОКР по видам деятельности (исследования, разработки, проектирование, опытные испытания, сервис) и направлениям работ. Для российских компаний важно наличие стратегического альянса с зарубежными компаниями, которые в том числе имеют богатый опыт управления и организации НИОКР в условиях рыночной экономики.
  7. Организационная система управления инновациями долж­на отвечать инновационной стратегии. Управление инновациями должно обеспечивать удовлетворение технологических потребностей компании, а также своевременное развитие научно-технической инфраструктуры.
  8. Важнейшие аспекты в сфере управления инновациями в компании - механизмы отбора проектов и формирования плана НИОКР, схемы финансирования, методы учета затрат на НИОКР, принципы управления интеллектуальной собственностью в процессе разработок, полноценная информационная поддержка инноваций, эффективность взаимодействия разработчиков с маркетинговыми, производственными и другими подразделениями компании, обязательное соблюдение правил информационной безопасности.
  9. Управление НИОКР должно основываться на политиках, регламентах и процедурах, регулирующих правила инициирования, оценки и отбора проектов, схемы финансирования НИОКР, принципы организации и контроля проектов, управление интеллектуальной собственностью, использования результатов НИОКР.
  10. Российские корпорации имеют типичные проблемы в управлении НИОКР - несоответствие НИОКР задачам бизнеса, неразвитость научно-технической инфраструктуры, отсутствие необходимых элементов корпоративного управления НИОКР.
  11. Для совершенствования корпоративного управления инновациями применяются специальные методы и процедуры: мониторинг с использованием индикаторов инновационной активности, технологический аудит, комплексный анализ эффективности научно-технического блока компании.

Рассмотрев и проанализировав сложившуюся ситуацию, предлагается использовать сочетание экономических и административных стимулов. С одной стороны – обязать корпорации активизировать инновационную деятельность, с другой стороны, обеспечить дополнительные меры государственной поддержки такой деятельности.

Инновационные программы крупнейших отечественных корпораций с государственным участием национального значения, имеют важнейшее значение для развития отдельных отраслей экономики.

Программы инновационного развития должны быть интегрированы в бизнес-стратегию развития компаний и направлены на значительное улучшение основных показателей эффективности производственного процесса.

Среди таких показателей:

  • снижение себестоимости продукции;
  • энергоэффективность;
  • улучшение потребительских свойств продукции;
  • повышение экологичности и безопасности производства.

Предлагаем принять пакет мер, стимулирующих инновации – налоговые, финансовые и институциональные. Необходима также доработка отдельных мер, принятых в прошлые годы, но по тем или иным причинам действующих неэффективно.

Предлагается поддержка инновационных проектов через институты развития и инновационную инфраструктуру, использование льготного кредитования предприятий в приоритетных отраслях промышленности.

Литература:

  1. Российский статистический ежегодник. 2007-2011. М.: Росстат.
  2. Alan D. Ayers Industrial Research Institute (IRI). 2009 IRI's R&D trends forecast for 2009 // Research Technology Management. 48 (1): 18-22.
  3. Jaruzelsky B. The Booz Allen Hamilton Global Innovation 1000: Money is not everything // Startegy + Business. Is. 41. Winter, 2010.
  4. Monitoring industrial researches: the 2008 EU industrial R&D investment SCOREBOARD. European Commission, Joint Research Centre, [сылка более недоступна}
  5. Monitoring industrial researches: the 2010 EU industrial R&D investment SCOREBOARD. European Commission, Joint Research Centre, [сылка более недоступна}