Каталог статей

Писаревская Г.В., Бешуля И.В.
Донецкий национальный университет, Украина

Корпоративная социальная ответственность и отчетность как продукт социального бухгалтерского учета

За прошедшее десятилетие устойчивое развитие перестало быть второстепенной проблемой и превратилось в один из главных вопросов для акционеров. Концепция устойчивого развития вызывает большой интерес у сотрудников компаний, регулирующих органов и потребителей. Таким образом, любой просчет или недооценка важности вопросов, связанных с устойчивым развитием, может оказать серьезное влияние на то, как воспримет компанию общественность и как оценит её акции рынок. Результаты работы любой компании, независимо от сферы её деятельности и масштабов производства, а также географического местоположения должны находить свое отражение в отчетности. Однако финансовая отчетность на данном этапе не может в полной мере обеспечить заинтересованных пользователей информацией, касающейся ответственного руководства, в отличие от нефинансовой или социальной отчетности.

Социально-экономические изменения XXI века привели к необходимости преобразования бухгалтерского учета в целом и отчетности в частности.

Следует отметить, что социальный учет как понятие возник в шестидесятые годы XX века. За последние 50 лет масштаб изучения социального учета значительно расширился.

Ряд западных ученых выделяют отдельный вид бухгалтерского учета – социальный учет. К ним относятся, в частности, М.Р.Метьюс и М.Х.Б.Перера. Идею социально-экономического бухгалтерского учета в своих работах раскрывает также польский профессор М.Добия, который исследует вопрос развития человеческого капитала (общественных активов) и рассматривает возможные способы оценки этой величины [1, с.7].

Социальная отчетность в широком понимании – это отчеты компании, включающие информацию не только о результатах их экономической деятельности, но и социально-экологические показатели. Корпоративный социальный отчет – это публичный инструмент информирования акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов и всего общества о том, как и какими темпами компания реализует цели, заложенные в стратегических планах развития, в отношении экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности. Социальная отчетность позволяет комплексно представлять общественности экономические, экологические и социальные результаты деятельности компаний; производить самооценку по этим трем направлениям; вести диалог со всеми заинтересованными сторонами, выявлять их оценки и ожидания; предотвращать возможные обвинения; получать дополнительные конкурентные преимущества; укреплять доверие сотрудников, акционеров, партнеров, клиентов, местных сообществ, органов власти, средств массовой информации; создавать основу для разработки стратегии развития компании.

В деловом мире значительно возросли требования к открытости ведения бизнеса, появилось понятие «отчетности перед обществом». Многие компании осознали, что дальше успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве нельзя. Для развития открытости перед заинтересованными сторонами и ключевыми партнерами и был создан процесс формирования социальной отчетности.

В основе социальной отчетности лежит социальный учет. Так, в некоторых странах существуют законодательные требования к социальному учету, аудиту и отчетности, например во Франции, однако четко измерить социальную и экологическую эффективность довольно таки сложно. Составление социального отчета компанией способствует формированию единого представления о деятельности компании, её роли в общественном развитии, положительно влияет на деловую репутацию. Подготовка социального отчета в соответствии с международным стандартом АА 1000 и Руководством по составлению отчетности в области устойчивого развития (GRI) помогает компаниям лучше построить отношения со стейкхолдерами и дает возможность встретиться с кругом лиц, которые вне подготовки отчета, не сотрудничали с компанией, а также выявить неожиданные потенциальные риски и проблемы.

Прежде всего, отчет должен объективно отображать результаты деятельности компании и показывать, насколько она соответствует международным стандартам ведения бизнеса. Отчет должен работать на репутацию компании, способствовать достижению её целей.

Ключевым аспектом работы над стандартизированным социальным отчетом является также его оценка и верификация независимым аудитором. Оценка аудитора дает компании гарантию третьей стороны в том, что опубликованные в отчете сведения достоверны и отражают объективную картину действительности. Аудитор также подтверждает, что результаты, полученные в ходе подготовки отчета, будут внедрены и использованы в дальнейшей практике социальной ответственности компании. При этом годовые отчеты, которые охватывают вопросы устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности («Отчеты по методу тройного итога»), могут существенно отличаться по формату, стилю и методике оценки, даже в рамках одной отрасли.

Зачастую это связано с тем, что на сегодняшний день во всем мире нет обязательных требований и стандартных форм составления и заполнения нефинансовой отчетности. Наиболее часто используемым и известными в мировом сообществе являются уже упомянутые нами выше стандарт «Ответственность 1000» (AccountAbility 1000, AA 1000) и второй стандарт «Директивы глобальной отчетности» (GRI, Global Reporting Initiativ). Данные системы стандартов являются для многих стран основополагающими при принятии предпринимателями решений о присоединении к принципам корпоративной социальной ответственности. Так, в практике реализации социальной ответственности компания может использовать рекомендации как АА 1000 для ведения учета, аудита, так и вести отчетность в стандарте GRI. Преимуществом такого подхода является то, что стандартизированная отчетность является сопоставимой с позициями и показателями международного социального рейтинга, в котором она может найти свое место, соответствующее достигнутому уровню конкурентоспособности.

Таким образом, корпоративная социальная ответственность – это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны, а также на окружающую среду. Это обязательство выходит за рамки установленного законом требования соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом.

При всем при этом, необходимо помнить, что социальный бухгалтерский учет является составной частью бухгалтерского учета, а большая часть информации для составления социальной отчетности продуцируется в рамках управленческого учета.

Литература.

  1. Жиглей І.В. Еволюція бухгалтерського обліку в контексті розвитку соціальних відносин / І.В. Жиглей // Проблеми теорії і методології бухгалтерського обліку, контролю і аналізу: міжнародний зб. наук. пр. – Житомир, 2009. – Вип. 1(13). – С. 70- 80.
  2. Kelly, G.I. Australian social responsibility disclosures: some insights into contemporary measurement / G.I. Kelly // Accounting and Finance. – 2009. - №21(2). – Р. 97-109.