Каталог статей

Амангельдиева Жанар Амангельдиевна
Республика Казахстан, г. Астана
Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина

Приоритетные направления государственного программирования в аграрном секторе Республики Казахстан

В Казахстане фактический набор инструментов, используемых для регулирования сельского хозяйства, пока чрезвычайно ограничен. В настоящее время государственное регулирование аграрного сектора осуществляется посредством бюджетных субсидий, государственных закупок, кредитов, получаемых по сниженным процентным ставкам через микрокредитные организации и сельские кредитные товарищества, бюджетного финансирования, применения специального налогового режима для сельхозтоваропроизводителей, обязательного страхования в растениеводстве. Многие функции государственного регулирования практически не реализуются. Это касается регулирования цен, стимулирования экологичности производства, обеспечения научно-технического прогресса. Но и применяемые рычаги не срабатывают в должной мере, особенно в части обеспечения нужд государства в продовольствии.

Выбирая конкретные инструменты государственного регулирования важно учитывать социально-экономическую ситуацию в республике, задачи, приоритеты агропродовольственной политики в условиях кризиса, в условиях вступления в ВТО, а также соблюдать баланс интересов государства и сельхозтоваропроизводителей. Поскольку проблемы аграрного сектора носят системный характер, их решение также требует активного вмешательства государства посредством программного регулирования [1, c. 23-24].

Задачей государственного программирования является комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов.

Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

Программы макроэкономического характера регулируют и прогнозируют важнейшие пропорции отрасли и экономики в целом, воздействуя на экономические условия внутри отрасли. Так, Государственная программа развития сельских территорий РК на 2004-2010 годы на первом этапе (2004-2006 годы) была направлена на достижение динамичного роста экономики сельских населенных пунктов, на втором этапе (2007-2010 годы) - на оптимальное расселение сельских жителей в регионах, имеющих перспективы для жизнеобеспечения [2].

В настоящее время определены приоритеты развития аграрного сектора до 2014 года согласно Стратегического плана Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы от 31 декабря 2009 года. В числе стратегических направлений развития отрасли определены устойчивое развитие отраслей агропромышленного комплекса, рост их конкурентоспособности, обеспечение продовольственной безопасности и адаптация аграрного производства к условиям вступления в ВТО; сохранение, рациональное использование и природных ресурсов; продолжение оптимизации сельского расселения, обеспечение роста потенциала сельских территорий через интегрирование программ сельского развития [3].

Так, в средне- и долгосрочной перспективе в Казахстане необходимо разработать следующие государственные программы:

  • государственная программа развития сельскохозяйственного машиностроения;
  • государственная программа страхования;
  • государственная программа сохранения сельскохозяйственных земель;
  • государственная программа научно-технического развития АПК (рис. 1).

В рамках государственной программы развития сельскохозяйственного машиностроения предполагается обеспечить финансирование за счет государства существующих производств сельхозтехники, компенсировать часть затрат на приобретение сельхозтехники и оборудования. Кроме того, необходимо стимулировать инвестиции в покупку основных средств путем применения ускоренной амортизации, инвестиционных налоговых льгот.

Помимо этого, можно предложить утилизацию сельхозтехники, которая предусматривала бы предоставление денежной компенсации владельцам изношенной техники при приобретении ими новой техники по принципу российской программы утилизации подержанных автомобилей. Предлагается распространить программу утилизации автомобилей на сельхозтехнику. При сдаче трактора или комбайна старше 10 лет можно будет получить около 5 млн. тенге на покупку нового. Данная программа будет содействовать обновлению сельскохозяйственного парка машин в республике и поможет поддержать отечественных производителей сельскохозяйственной техники.

Рисунок 1 - Государственные программы, имеющие приоритетное значение для развития аграрного сектора Республики Казахстан

Также необходимо в рамках программы развития сельскохозяйственного машиностроения придать приоритетное значение развитию лизинга в республике.

Если рассматривать лизинг в США, то это гигантская отрасль, на долю которого приходится более 52% от общего объема мирового лизинга. Лизинг в этой стране существенно влияет на макроэкономические инвестиционные процессы и активно способствует обновлению основных фондов.

На протяжении последних 50 лет лизинг осознанно признавался стратегически важным направлением государственной экономической политики США. Большую часть истории отрасли лизинг получал поддержку Конгресса США, который всячески стимулировал обновление производственной базы американских производителей.

В Казахстане лизинговые услуги сельхозтоваропроизводителям оказывает АО «КазАгроФинанс». Одним из принципов его деятельности провозглашен равный доступ субъектов агропромышленного комплекса к оборудованию, однако, не реализуемый на практике. Для получения оборудования, техники по финансовому лизингу существует множество барьеров, в частности, необходимо подтверждать платежеспособность, к тому же вид деятельности субъекта АПК должен соответствовать приоритетным направлениям.

Деятельность АО «КазАгроФинанс» должна быть нацелена не только оказание лизинговых услуг приоритетным направлениям АПК, но и всем субъектам сельского хозяйства, начиная с малых и до крупных сельхозформирований. Лизинговый рынок представлен в основном лизинговыми компаниями, входящими в состав тех или иных банковских групп. Причем, процентные ставки по лизингу зачастую ничем не отличаются от банковских кредитов. Поэтому необходимо всесторонне развивать лизинг с участием государства.

Также необходимо разработать государственную программу страхования, включающую в себя страхование от катастрофических рисков и обязательное страхование в животноводстве. Так, программа защиты от катастрофических рисков, действующая в США, покрывает в целом 50% среднего урожая фермера по цене, составляющей 55% ожидаемой рыночной стоимости его урожая. Премия за это покрытие полностью оплачивается государством. Фермеры платят только административные расходы в сумме 60 долларов за каждую выращиваемую культуру в каждом округе, где они выращиваются, однако максимальная плата не может превышать 600 долларов для одного производителя. Наиболее ограниченных в ресурсах фермеров, доход которых ниже среднего уровня дохода в течение предыдущих 2 лет из всех источников дохода, можно освободить от уплаты административных расходов. Программа страхования обеспечивает защиту от большинства естественных опасностей, включая засуху, избыточную влажность, наводнение, град, сильные ветры и другие катастрофические природные явления.

По программе покрытия урожая фермер может выбрать большее покрытие урожая (с интервалом 5%) и его цены (до 100% реальной рыночной стоимости), чем это возможно по предыдущему виду программы. Страховая премия базируется на актуарно рассчитанных тарифах для каждой культуры в каждом регионе и данных о величине урожая фермы, величина тарифа больше там, где сильнее ежегодные колебания урожая. Административные расходы страховых компаний, а также часть страховой нетто-премии покрываются государственной субсидией.

В республике существует обязательное страхование только в растениеводстве, поэтому важно принять закон и об обязательном страховании в животноводстве.

В республике также должна быть разработана государственная программа сохранения сельскохозяйственных земель, поскольку в последние годы мы наблюдаем рост посевных площадей, однако недостаточно уделяется внимания защите земель. Поэтому необходимо поощрять экологически чистое сельхозпроизводство, применять бюджетные субсидии с высоким коэффициентом для хозяйств, использующих влагоресурсосберегающие технологии, а также органические удобрения; часть расходов по засеву используемых земель травами или бобовыми для уменьшения опасности эрозии возмещать из бюджета.

Также необходимо принять государственную программу научно-технического развития АПК, поскольку в современных условиях хозяйствования конкурентоспособной может быть лишь экологически чистая качественная продукция, выпуск которой может осуществляться только благодаря новым технологиям и инновациям. В рамках данной программы могут быть предусмотрены меры по стимулированию применения научных достижений в АПК, льготному налогообложению исследований и разработок по созданию новых образцов техники и оборудования для АПК, профинансированных за счет бюджета и собственных средств.

Таким образом, решение проблем аграрного сектора возможно лишь комплексно, поэтому эффект может дать лишь одновременная реализация государственных программ, направленных на обновление основных фондов сельхозтоваропроизводителей, внедрение новых технологий и инноваций, обеспечение сбыта продукции и финансовая стабильность производства.

Литература

  1. Денин Н., Герасимова Г. Совершенствовать экономическое регулирование агропромышленного производства // АПК: экономика, управление. – 2003. - № 2. – С. 20-25
  2. Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 10 июля 2003 года № 1149
  3. Стратегический план Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2009 года № 2339