Каталог статей

Ионкина Н., Кулешова М.
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского

Цели развития предприятия

Современное состояние экономики дает понять, что среди всех ресурсов предприятий (материальных, трудовых, финансовых и др.) важнейшее значение имеет именно управление, т. е. способность и умение вырабатывать цели, определять ценностные ориентиры развития. Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность[1,с.204].Существует много подходов к определению целей развития предприятия. Рассмотрим некоторые из них в табл. 1.

Таблица 1

Классификация видов целей развития предприятия

Автор

Предложенная классификация:

Герчикова И.Н.

[2, с.95-97]

  1. Цели общие отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу. Они определяют основные направления программы развития фирмы, что требует точного формулирования целей и их увязки с ресурсами.
  2. Обеспечение оптимальной рентабельности при имеющемся наборе видов деятельности

    - Обеспечение устойчивости положения фирмы как цели глобальной политики

    - Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы

  3. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях.
  4. Определение рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли
  5. Другие специфические цели
  1. Мильнер Б.
    [4,c.205-206]

  1. Осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций.
  2. Нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация операций.
  3. Дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала.

Рогатенюк Э.В. [6,c.30]

I. Основные цели организации, как СЭС:

  1. Повышение потенциала прибыльности-предприятия;
  2. Обеспечение роста ее рыночной стоимости. Цель достигается за счет достижения конкурентных преимуществ в сфере качества продукции, низких затрат на производство, высокого уровня обслуживания.

Горфинкель В.Я. [3,с.414]

II. Основными для развития предприятия являются стратегии:

  1. концентрированного роста (усиление позиции на рынке, развитие рынка, развитие продукта)
  2. интегрированного роста (приобретение собственности, внутреннее расширение)
  3. диверсифицированного роста (производство новых продуктов)
  4. сокращения (целенаправленное и сбалансированное сокращение бизнеса в связи с изменениями на рынке, в целом в экономике и т.п.)

Фатхутдинов Р.А. [7,c.17-18]

III. Основными целями развития( реформирования) организации являются:

  1. обеспечение соблюдения законодательства, требований всех видов права;
  2. разработка системы управления (менеджмента), максимально учитывающей экономические законы функционирования рынка, принципы и современные методы принятия управленческого решения;
  3. повышение конкурентоспособности организации и товаров путем осуществления реформирования;
  4. повышение эффективности и устойчивости функционирования организации;
  5. обеспечение всех заинтересованных лиц достоверной информацией о финансово-экономическом положении организации.

Портер М. [5]

  1. лидерство в минимизации издержек производства (снижение цен и расширение доли рынка);
  2. лидерство в новизне продукта и специализации производства (выход на новые сегменты рынка);
  3. концентрация усилий фирмы на одном рыночном сегменте

Данные классификации позволяют определить цели с позиции производственных процессов и концепции развития организации в целом, с позиции реорганизации и развития как социально-экономической системы, также дают возможность определить приоритеты для предприятия в рыночной и конкурентной сфере (новизна продукции, ценовая конкуренция). На основе анализа представленных классификаций нами предлагаются следующие цели, которые определены по временному признаку:

текущие цели:

  1. Совершенствование производства и улучшение качества продукции.
  2. Повышение производительности труда персонала предприятия.
  3. Снижение текущих затрат на производство.
  4. Обеспечение прибыльности производства.
  5. Получение в результате деятельности необходимых населению продукции, работ и услуг в необходимом количественном, качественном и ассортиментном наборе.

и стратегические цели:

  1. Ориентация на создание многопрофильного производства.
  2. Установление и развитие производственных связей на базе: разделения труда, специализации производства, налаживания массового производства.
  3. Динамическое развитие системы управления предприятием, с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды.
  4. Развитие становления корпоративных ценностей персонала предприятия
  5. Регулирование положения предприятия на рынке с учетом внешних и внутренних факторов.
  6. Усиление конкурентной позиции.

Приведенная нами классификация охватывает текущие или краткосрочные цели, которые в основном сфокусированы на стабильном и эффективном управлении производством. В тоже время каждая текущая цель является одной из составляющей более долгосрочных или стратегических целей. Данные цели направлены на развитие предприятия в длительном периоде, и требуют для осуществления комплексного изучения деятельности предприятия, на основе которого прогнозируется и планируется дальнейшее развитие предприятия.

Литература

  1. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ,2003. – 528с.: ил.
  2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с.
  3. Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001. – 718 с.
  4. Мильнер Б. 3 Теория организации: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. –М:.ИНФРА-М, 2000. – 480с.
  5. On Competition. — Boston: Harvard Business School, 1998; русск.пер.: Конкуренция. — М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2003. — 496 с.
  6. Рогатенюк Э. В. Управление развитием.– Симферополь:2007.–102с.
  7. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. — 7-е изд., испр. и доп. М,: Дело, 2005. — 448 с.