Ионкина Н., Кулешова М.
Таврический национальный
университет им. В.И. Вернадского
Цели развития предприятия
Современное состояние экономики дает понять,
что среди всех ресурсов предприятий
(материальных, трудовых, финансовых и др.) важнейшее значение имеет именно
управление, т. е. способность и умение вырабатывать цели, определять ценностные
ориентиры развития. Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик
организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение
которых направлена её деятельность[1,с.204].Существует много подходов к
определению целей развития предприятия. Рассмотрим некоторые из них в табл. 1.
Таблица 1
Классификация видов целей развития
предприятия
Автор
|
Предложенная классификация:
|
Герчикова И.Н.
[2, с.95-97]
|
- Цели
общие отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются
на длительную перспективу. Они определяют основные направления программы
развития фирмы, что требует точного формулирования целей и их увязки с ресурсами.
- Обеспечение
оптимальной рентабельности при имеющемся наборе видов
деятельности
- Обеспечение
устойчивости положения фирмы как цели глобальной
политики
- Разработка
новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы
- Специфические цели разрабатываются
в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном
отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях.
- Определение
рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли
- Другие
специфические цели
|
-
Мильнер Б.
[4,c.205-206]
|
- Осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций.
- Нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация операций.
- Дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной
отдачи персонала.
|
Рогатенюк Э.В. [6,c.30]
|
I.
Основные цели организации, как СЭС:
- Повышение потенциала
прибыльности-предприятия;
- Обеспечение роста ее рыночной стоимости. Цель достигается за счет достижения
конкурентных преимуществ в сфере качества продукции, низких затрат на
производство, высокого уровня обслуживания.
|
Горфинкель В.Я. [3,с.414]
|
II.
Основными для развития предприятия являются стратегии:
- концентрированного роста (усиление позиции на рынке, развитие рынка,
развитие продукта)
- интегрированного роста (приобретение собственности, внутреннее
расширение)
- диверсифицированного роста (производство новых продуктов)
- сокращения (целенаправленное и сбалансированное сокращение бизнеса в связи
с изменениями на рынке, в целом в экономике и т.п.)
|
Фатхутдинов Р.А. [7,c.17-18]
|
III.
Основными целями развития( реформирования) организации
являются:
- обеспечение соблюдения законодательства, требований всех видов права;
- разработка системы управления (менеджмента), максимально учитывающей
экономические законы функционирования рынка, принципы и современные методы
принятия управленческого решения;
- повышение конкурентоспособности организации и товаров путем
осуществления реформирования;
- повышение эффективности и устойчивости функционирования организации;
- обеспечение всех
заинтересованных лиц достоверной
информацией о финансово-экономическом положении организации.
|
Портер М. [5]
|
- лидерство в минимизации издержек производства
(снижение цен и расширение доли рынка);
- лидерство в новизне продукта и специализации
производства (выход на новые сегменты рынка);
- концентрация усилий фирмы на одном рыночном
сегменте
|
Данные
классификации позволяют определить цели
с позиции производственных процессов и концепции развития организации в
целом, с позиции реорганизации и развития как социально-экономической системы,
также дают возможность определить
приоритеты для предприятия в рыночной и конкурентной сфере (новизна продукции,
ценовая конкуренция). На основе анализа представленных классификаций нами предлагаются следующие цели,
которые определены по временному признаку:
текущие
цели:
-
Совершенствование
производства и улучшение качества продукции.
-
Повышение
производительности труда персонала предприятия.
-
Снижение
текущих затрат на производство.
-
Обеспечение
прибыльности производства.
-
Получение
в результате деятельности необходимых населению продукции, работ и услуг в
необходимом количественном, качественном и ассортиментном наборе.
и стратегические
цели:
- Ориентация на создание
многопрофильного производства.
- Установление
и развитие производственных
связей на базе: разделения труда, специализации производства, налаживания
массового производства.
- Динамическое развитие
системы управления предприятием, с учетом влияния факторов внешней и внутренней
среды.
- Развитие становления корпоративных ценностей
персонала предприятия
- Регулирование положения
предприятия на рынке с учетом внешних и внутренних факторов.
- Усиление конкурентной
позиции.
Приведенная
нами классификация охватывает текущие или краткосрочные цели, которые в
основном сфокусированы на стабильном и
эффективном управлении производством. В тоже время каждая текущая цель является
одной из составляющей более долгосрочных или стратегических целей. Данные цели направлены на развитие
предприятия в длительном периоде, и требуют для осуществления комплексного изучения деятельности
предприятия, на основе которого прогнозируется и планируется дальнейшее
развитие предприятия.
Литература
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. –
3-е изд. – М.: Экономистъ,2003. – 528с.: ил.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. —
2-е изд., перераб. и доп.
биржи, ЮНИТИ, 1995. -
480 с.
-
Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф.
В.А. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001. – 718 с.
- Мильнер Б. 3 Теория организации: Учебник. – 2-е
изд., перераб. и доп. –М:.ИНФРА-М, 2000. – 480с.
- On Competition. — Boston: Harvard
Business School, 1998;
русск.пер.:
Конкуренция. — М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2003. — 496 с.
- Рогатенюк
Э. В. Управление развитием.– Симферополь:2007.–102с.
- Фатхутдинов Р.А.
Стратегический менеджмент: Учебник. — 7-е изд., испр. и доп. М,: Дело, 2005. —
448 с.
|