| Ионкина Н., Кулешова М.
Таврический национальный
университет им. В.И. Вернадского
 Цели развития предприятияСовременное состояние экономики дает понять,
что  среди всех ресурсов предприятий
(материальных, трудовых, финансовых и др.) важнейшее значение имеет именно
управление, т. е. способность и умение вырабатывать цели, определять ценностные
ориентиры развития. Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик
организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение
которых направлена её деятельность[1,с.204].Существует много подходов к
определению целей развития предприятия. Рассмотрим некоторые из них в табл. 1.
 Таблица 1
 Классификация видов целей развития
предприятия
 
 
  | Автор
   | Предложенная классификация:
   |  
  | Герчикова И.Н.
    [2, с.95-97]
    
   | Цели
  общие отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются
  на длительную перспективу. Они определяют основные направления программы
  развития фирмы, что требует точного формулирования целей и их увязки с ресурсами.
   Обеспечение
  оптимальной рентабельности при имеющемся наборе видов
  деятельности
  - Обеспечение
  устойчивости положения фирмы как цели глобальной
  политики
   - Разработка
  новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы
   Специфические цели разрабатываются
  в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном
  отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях.
  
   Определение
  рентабельности по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли
   Другие
  специфические цели
  
 |  
  |     
   Мильнер Б. 
  [4,c.205-206]
  
  
 | Осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций.
  Нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация операций. 
  Дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной
  отдачи персонала. 
  
 |  
  | Рогатенюк  Э.В. [6,c.30]
   | I.           
  Основные цели организации, как СЭС:
   Повышение потенциала
  прибыльности-предприятия;
  Обеспечение роста ее рыночной стоимости.  Цель достигается за счет достижения
  конкурентных преимуществ в сфере качества продукции, низких затрат на
  производство, высокого уровня обслуживания. 
  
 |  
  | Горфинкель В.Я. [3,с.414]
    
   | II.           
  Основными для развития предприятия являются стратегии:
    концентрированного роста (усиление позиции на рынке, развитие рынка,
  развитие продукта)
   интегрированного роста (приобретение собственности, внутреннее
  расширение)
  диверсифицированного роста (производство новых продуктов)
 сокращения (целенаправленное и сбалансированное сокращение бизнеса в связи
  с изменениями на рынке, в целом в экономике и т.п.)
  
 |  
  | Фатхутдинов Р.А. [7,c.17-18]
   | III.           
  Основными целями развития( реформирования) организации
  являются:
   обеспечение соблюдения законодательства, требований всех видов права;
  разработка системы управления (менеджмента), максимально учитывающей
  экономические законы функционирования рынка, принципы и современные методы
  принятия управленческого решения;
  повышение конкурентоспособности организации и товаров путем
  осуществления реформирования;
  повышение эффективности и устойчивости функционирования организации;
  обеспечение всех
  заинтересованных лиц  достоверной
  информацией о финансово-экономическом положении организации.
  
 |  
  | Портер М. [5]
   | лидерство в минимизации издержек производства
  (снижение цен и расширение доли рынка);
  лидерство в новизне продукта и специализации
  производства (выход на новые сегменты рынка);
  концентрация усилий фирмы на одном рыночном
  сегменте
  
 |  Данные
классификации позволяют определить цели 
с позиции производственных процессов и концепции развития организации в
целом, с позиции реорганизации и развития как социально-экономической системы,
также  дают возможность определить
приоритеты для предприятия в рыночной и конкурентной сфере (новизна продукции,
ценовая конкуренция). На основе анализа представленных  классификаций нами предлагаются следующие цели,
которые определены по  временному признаку:
  текущие
цели:
     
Совершенствование
производства и улучшение качества продукции.
    
Повышение
производительности труда персонала предприятия.
    
Снижение
текущих затрат на производство.
    
Обеспечение
прибыльности производства.
    
Получение
в результате деятельности необходимых населению продукции, работ и услуг в
необходимом количественном, качественном и ассортиментном наборе.
  и стратегические
цели:
      Ориентация на создание
многопрофильного производства.
     Установление
и развитие производственных
связей на базе: разделения труда, специализации производства, налаживания
массового производства.
     Динамическое развитие
системы управления предприятием, с учетом влияния факторов внешней и внутренней
среды.
     Развитие  становления корпоративных  ценностей 
персонала предприятия
     Регулирование положения
предприятия на рынке с учетом внешних и внутренних факторов.
     Усиление конкурентной
позиции.
          Приведенная
нами классификация охватывает текущие или краткосрочные цели, которые в
основном сфокусированы на  стабильном и
эффективном управлении производством. В тоже время каждая текущая цель является
одной из составляющей более долгосрочных  или стратегических целей. Данные цели направлены на развитие
предприятия в длительном периоде, и требуют для осуществления  комплексного изучения деятельности
предприятия, на основе которого прогнозируется и планируется дальнейшее
развитие предприятия.
 Литература
  Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. –
3-е изд. – М.: Экономистъ,2003. – 528с.: ил.
 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. —
2-е изд., перераб. и доп.
биржи, ЮНИТИ, 1995. -
480 с.
Экономика предприятия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф.
В.А. Швандара. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2001. – 718 с.
Мильнер Б. 3 Теория организации: Учебник. – 2-е
изд., перераб. и доп. –М:.ИНФРА-М, 2000. – 480с.
 On Competition. — Boston: Harvard
Business School, 1998;
русск.пер.:
Конкуренция. — М.; СПб.; Киев: Вильямс, 2003. — 496 с.
Рогатенюк
Э. В. Управление развитием.– Симферополь:2007.–102с.
Фатхутдинов Р.А.
Стратегический менеджмент: Учебник. — 7-е изд., испр. и доп. М,: Дело, 2005. —
448 с.
 |