Каталог статей |
Кириенко Д.Н., Бурлаченко Ю.В. Научный руководитель:
Михайленко Т.В.
Особенности использования распределительных центров в современных логистических системахДля того, чтобы процесс торговли осуществлялся эффективно, необходимо чтобы товар хранился в правильных условиях, а поставки его по торговым точкам осуществлялись вовремя [2, с. 64]. Крупные компании украинского розничного рынка все чаще решают эту задачу с помощью распределительного центра (РЦ), что позволяет снизить многие организационные и материальные издержки и решить ряд логистических проблем [3, с. 45]. Распределительный центр – это складской комплекс, который получает товары от предприятий-производителей или от предприятий оптовой торговли и распределяет их более мелкими партиями заказчикам через свою или их товаропроводящую сеть [4]. Основными функциями распределительного центра являются: накопление в течение короткого времени продукции от поставщиков; оптимальное распределение ее по различным направлениям в торговые точки; приемка, хранение и отгрузка продукции, бесперебойное снабжение различных звеньев цепочки поставок. Кроме того, современные распределительные центры обеспечивают ряд дополнительных функций: таможенное оформление, сертификацию грузов, комплектацию заказов, маркировку, фасовку, упаковку и даже сборку промышленных товаров из хранимых и перемещаемых комплектующих [1]. Логистика через распределительные центры имеет ряд преимуществ. Распределительные центры, даже не являясь непосредственной точкой продаж, приносит ритейлеру определенную прибыль [3, с. 45]. Можно выделить три основные доходные статьи распределительного центра для компании:
Помимо этих прибыльных статей можно перечислить некоторые другие факторы, оценить величину которых достаточно сложно: уменьшение товарных запасов на складах магазинов (что позволяет расширить торговую площадь магазина на 50% [1]), повышение оборачиваемости и управляемости товарных запасов, обеспечение наличия товаров на полках магазинов в периоды пиковых праздничных продаж и периоды проведения промо-акций, обеспечение качества товаров за счет организации централизованной службы контроля качества, упрощение и уменьшение издержек на взаимодействие сети с поставщиками (что снижает транспортные издержки) [5]. Немаловажен еще и такой факт: склад, который относится к «открытому» типу, может сдавать часть своих площадей в аренду другим сетям. Распределительные центры имеет также и слабые стороны. Одной из главных проблем работы с РЦ является отсутствие контроля за поставками и выкладкой на полках. Производитель не может отслеживать перемещение товара со складов на прилавки, контролировать ассортимент и наценки. А ведь именно в магазине, как известно, больше всего возможностей для борьбы за покупателя. Часто работа через распределительные центры часто вызывает появление ситуации out of stock на складах магазинов, пустые полки в точках продаж». Это вызвано тем, что на РЦ присутствует очень большое количество наименований продукции и его работникам сложно сформировать графики и маршруты поставок с учетом необходимых требований по всем номенклатурам. При поставках через распределительные центры может возрастать период оборачиваемости товара конкретной розничной компании, что, в случае скоропортящейся продукции и продукции, быстро теряющей свою стоимость, критично для бизнеса [3, с. 47]. Распределительные центры является оптимальным вариантом для дискаунтеров в силу проводимой ими политики снижения издержек. По этой причине количество товаров сети дискаунтеров, проходящих через распределительные центры, достигает 80% [2]. Еще один вариант – когда дистрибьютор не имеет разветвленной сети и возможности осуществлять развозку каждый день – например, если речь идет о мелком оптовике [3, с. 47]. Таким образом, в мировой практике особое значение приобретает логистика через распределительные центры, особенно в случае дискаунтных сетей, для которых эффективный РЦ – это фундамент розничного бизнеса [5]. В Украине система РЦ находиться в стадии развития поскольку из-за высоких затрат на этапе внедрения пока доступна только крупным компаниям. Литература:
|