Каталог статей |
Бурлаченко Ю.В.
Проблемы и перспективы развития инновационно-инвестиционной деятельности в машиностроенииВ наше время машиностроение служит основой экономики любой страны и играет решающую роль в создании материально-технической базы хозяйства. В современных условиях ему принадлежит исключительно важная роль в ускорении научно-технического прогресса. Выпуская средства производства для разных отраслей народного хозяйства, машиностроение обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства. Вопросы развития машиностроения как отрасли рассматривались в работах М.Г. Миронова, М.Г. Загородникова, А.С. Пелих, Ю.В. Скворцовой, Л.В. Тюленева, И.Э. Берзиня, В.П. Калинина. Цель статьи – определить основные проблемы инновационно-инвестиционной деятельности в машиностроении на современном этапе. На сегодняшний день многоотраслевой машиностроительный комплекс - мощный сектор промышленности Украины, который объединяет более 11 тыс. предприятий. Доля машиностроительной отрасли в украинской промышленности превышает 15%, в ВВП составляет около 12%. [1] Одним из главных условий модернизации современной экономики, перехода к новой, постиндустриальной стадии социального прогресса является инновационная деятельность. Источник постоянных инновационных инициатив развитых стран – наукоемкое машиностроение. Сложность современных технологий и создание на их базе современного наукоемкого продукта требуют концентрации финансового и интеллектуального капитала. В рамках одной страны невозможно создать всю воспроизводящую технологическую цепочку. Поэтому разработка и производство современного наукоемкого продукта перешли национальные границы и привели к созданию гигантских транснациональных корпораций. В Украине сегодня такие предприятия отсутствуют. Поэтому не удивительно, что наша страна остается в стороне от мирового технического прогресса, выпуская многие виды продукции на практически "музейных" образцах производственных мощностей. За годы трансформации экономики машиностроительный комплекс страны пережил длительный разрушительный кризис, который сопровождался значительными потерями производственного и кадрового потенциала, более чем двукратным сокращением доли продукции машиностроения в промышленном производстве Украины, снижением активности в инновационно-инвестиционной деятельности. [2] Однако независимо от масштабов кризиса последующее развитие отрасли невозможно без значительных инвестиций. В настоящее время износ оборудования, по предварительным оценкам, составляет около 70%. Из-за недостатка финансовых ресурсов очень медленно решаются проблемы возобновления производственного потенциала отрасли на основе использования инновационных технологий и реализации отечественных научных разработок, последующего изменения структуры товарного производства и развития наукоемкого машиностроения, обеспечения конкурентоспособности конечной продукции. В связи с этим необходимо приложить максимальные усилия для стимулирования инвестиционной деятельности машиностроителей. Во-первых, предоставить предприятиям всевозможные налоговые льготы на проведение масштабных проектов по модернизации производственных мощностей. Также в скором порядке необходимо решить вопрос с возмещением НДС. Машиностроение - это длительные контракты, заказ может выполняться в течение 6-18 месяцев. При получении предоплаты государство сразу изымает из оборота 20% от него в виде НДС. Возмещение НДС, в лучшем случае, происходит после выполнения заказа. Таким образом, данное обстоятельство усугубляет и без того сложившуюся ситуацию с дефицитом оборотных средств. Для стимулирования развития производства необходимо обеспечить отечественных производителей государственными заказами, в том числе и на инновационную продукцию. Кроме того, первоочередной задачей являеться существенное увеличение финансирования отечественной науки, без которого невозможен инновационный прорыв в машиностроении. Таким образом, в Украине сложились благоприятные условия для развития машиностроительного комплекса, однако из-за отсутствия материальной базы страна не способна полностью реализовать свой потенциал. Это связано еще и с тем, что все развитые страны мира давно перешли на безотходное и малоотходное производства, чего Украина не может сделать опять же из-за отсутствия финансов. Но, несмотря на это правительство Украины, уделяет не мало внимания проблемам машиностроения. Современная стратегия государственной промышленной политики Украины предусматривает увеличение темпов выпуска наукоемкой продукции высокого уровня, освоение новых конкурентоспособных образцов техники, повышение качества и эффективности производства с ориентацией на потребности внутреннего рынка и увеличение экспортного потенциала. [1] Литература:
|