Каталог статей

Студент ИЭУ, Жилеева Анна Юрьевна
Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган Барановского, Украина

XYZ - анализ как инструмент контролинга

В современных условиях для получения дополнительной информации, а также правильного и требующего меньших затрат планирования закупок материалов используется XYZ – анализ. В связи с этим целесообразно, прежде всего, менеджерам по закупке и производству регулярно проводить XYZ -анализ.

Применение XYZ-анализа на этапе стратегического контроллинга позволяет анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес-процессов и бизнес-объектов, классифицировать запасы, рассмотренные при проведении АВС-анализа, в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности в будущем. Информация о материалах, классифицированных по структуре потребления, - лучший инструмент принятия решений в области закупок.

При XYZ-анализе материалы распределяются в соответствии со структурой потребления. Для XYZ -материалов при закупке будут действовать различные условия.

К категории Х относят:

  • Стабильные показатели реализации,
  • Незначительные колебания по их величине,
  • Высокая точность прогноза

К категория Y относят:

  • Известные тенденциив реализации,
  • Средние возможности прогнозирования

    К категории Z относят:

    • товары реализуются нерегулярно
    • точность прогнозирования их реализации невысока

    Группировка товаров при проведении XYZ-анализа осуществляется в порядке возрастания коэффициента вариации.

    Коэффициент вариации –

    Рекомендуемыми коэффициентами вариации для выделенных товарных групп являются следующие показатели:

    1. КВ = 0-10% - для группы Х.
    2. КВ = 10-25% - для группы Y.
    3. КВ > 25% - для группы Z

    Информация о материалах, классифицированных по структуре потребления, - лучший инструмент принятия решений по каждому из мероприятий в области закупки.

    Мероприятия по закупке групп товаров:

    • X – закупка происходит синхронно процессу реализации
    • Y – закупка предполагает создание запасов
    • Z – индивидуальные заказы по закупке

    XYZ-анализ проводится в следующем порядке:

    1. определение коэффициентов вариации по отдельным позициям ассортимента
    2. группировка объектов управления в порядке возрастания коэффициента вариации
    3. построение XYZ
    4. разделение совокупности объектов управления на группы X, Y, Z

    Критерии, необходимые при разработке системы показателей для оценки управления запасами:

    • Необходимость и достаточность показателей для комплексной оценки;
    • Возможность воздействовать на показатели;
    • Соответствие показателей стратегическим целям компании, влияние их на прибыль и рентабельности инвестиций;
    • Простота расчета и контроля показателей;
    • Надежность расчета показателей.

    Для оценки управления запасами компании используются следующие показатели:

    • коэффициент оборачиваемости
    • уровень обслуживания покупателей
    • рентабельность продаж
    • выполнение плана реализации
    • оценка работы поставщиков (своевременность доставки, качество доставки)
    • величина излишних запасов
    • процент рекламаций

    Таким образом, успех предприятия зависит от способности его руководства и менеджеров своевременно осуществлять XYZ-анализ.

    Литература:

    1. Фольмут Х.Й. Инструменты контролинга от А до Я.- 2001.- 224с.
    2. Халимова Р.Р. Инструменты стратегического менеджмента, применяемые на этапе контролинга // Вестник Башкирского университета.- 2009.- 14 (2).- 482-485с.