Каталог статей |
Полякова Ю. В., Семенов
А.А.
Форфейтинг как инструмент рефинансирования коммерческого кредитаГлавная задача кредитной политики каждой компании заключается в выборе наиболее эффективного способа предоставления коммерческих кредитов в конкретных рыночных условиях. Западные компании в борьбе за новые рынки широко используют финансовые инструменты, позволяющие предоставлять покупателям длительные отсрочки платежа. Одним из таких инструментов, который наиболее часто используется при финансировании внешнеторговых операций, является форфейтинг. Форфейтинг представляет собой специфическую форму кредитования экспортеров путем покупки у них коммерческих векселей, акцептованных импортером (или иных долговых требований по внешнеторговым сделкам), без права регрессивного требования к продавцу в случае неуплаты по векселю. Форфейтирование применяется главным образом как способ рефинансирования коммерческого кредита во внешнеэкономическом обороте, оно является формой трансформации коммерческого кредита в банковский [2]. Механизм форфейтинговых операций используется при совершении 2 видов сделок:
Наибольшее развитие форфейтинг получил в странах, где относительно слабо развито государственное кредитование экспорта. Первоначально форфейтирование осуществлялось коммерческими банками, но по мере увеличения объема подобных операций стали создаваться также специализированные институты. В настоящее время одним из основных центров форфейтинга является Лондон, значительная часть форфейтингового бизнеса сконцентрирована также в Германии [2]. Развитие форфейтинговых услуг в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется по следующим основным направлениям: 1) Вторичный рынок и инвестиции в форфейтинговые активы. Покупая активы, форфейтер совершает инвестирование. Он также может перепродать часть активов, находящихся в его собственности, поскольку природа сделки позволяет дробить долг на любое количество частей, на каждую из которых оформляется вексель со своим сроком погашения. На основе этой последующей перепродажи долгов возникает вторичный форфейтинговый рынок. 2) Объединение покупателей в синдикаты. Процесс объединения происходит на основе взаимной договоренности форфейтеров о том, какую часть форфейтинговых бумаг приобретет каждый из них. Обычно разные бумаги покупаются разными форфейтерами. Но если суммы очень велики, то даже отдельные бумаги могут быть разделены между форфейтерами при помощи договора участия. Однако на практике этот способ используются крайне редко из-за усложнения обращение бумаг, что в свою очередь снижает потенциальную возможность их попадания на вторичный рынок. Кроме того, до сих пор не до конца определен юридический статус подобных соглашений. 3) Финансирование на основе плавающей ставки. Подобная практика объясняется ростом непостоянства процентных ставок и отражает нежелание многих банков заключать сделки по фиксированным ставкам. С точки же зрения экспортера любая продажа на основе плавающей ставки процента ухудшает возможности получения максимума денежных средств. Поэтому соглашение подразумевает высокую степень риска и может вести к возникновению непредсказуемых обязательств, что является поводом для беспокойства не только форфейтера, но и его аудиторов [1]. В отличие от традиционных банковских продуктов, форфейтинг имеет ряд преимуществ:
Из вышесказанного следует вывод, что форфейтинг является достаточно гибким инструментом международных финансов. Однако для него характерно несколько ограничений:
Список использованных источников:
|