Каталог статей

Шимко Е.В., Подгора Е.А.
Доценты кафедры экономики предприятия

Кузьмичева А.В.
Студентка V курса, экономико-гуманитарного факультета
Донбасская государственная машиностроительная академия

Особенности и перспективы развития виртуальных предприятий на Украине

Виртуальное предприятие – это новая форма экономических организаций. Оно представляет собой группу экономических субъектов, объединяющих свои силы для предоставления определенной услуги, которая традиционно предоставлялась одним предприятием. Такая возможность, в конечном итоге, серьезно влияет на стратегии развития всей экономики предприятий [1]. Схематически механизм деятельности виртуального предприятия может быть выражен следующим образом (рис.1).

Рис. 1. Схема механизма деятельности виртуального предприятия.

Как известно, в 80-е гг. основными направлениями совершенствования деятельности предприятий было тотальное управление качеством и применение стратегий, направленных на оптимальное управление различными ресурсами. В 90-е гг. основным лозунгом были принципы реинжиниринга бизнес-процессов. К началу 21-го века ключевой темой становится переход к виртуальным и сетевым принципам организации предприятий. В некоторых работах ученых-экономистов виртуальные предприятия обозначают и другими терминами: «сетевые предприятия», «безграничные предприятия», «расширенные предприятия». Как правило, речь идет о сети партнеров (предприятий, организаций, отдельных коллективах и людей), совместно осуществляющих деятельность по разработке, производству и сбыту определенной продукции [2].

На развитие новой формы организации и управления предприятиями (виртуализации) на Украине в большей степени повлияли такие тенденции развития современных рынков, как глобализация, растущее значение качества товара, повышение важности устойчивых отношений с потребителями [3].

В настоящее время на Украине также ускоренными темпами происходит эволюция технологий: внедряются так называемые ERP-системы (Enterprise Resource Planning — системы планирования ресурсов предприятия). Для подобных систем определяющим фактором является получение достоверной информации в режиме реального времени. В большинстве своем под виртуальной организацией предприятий в производстве понимают ту или иную форму организации взаимодействия этих предприятий в области логистики и материально-технического снабжения. Основным препятствием на пути повсеместного использования в производственном процессе виртуализации является не способность производственного оборудования обеспечить сбор и передачу данных из отдельных производственных предприятий в сеть виртуального управления.

Поэтому на Украине наиболее интенсивно создаются виртуальные предприятия в высокотехнологических отраслях (электронике, телекоммуникациях, фармацевтике), где производственные процессы легко стандартизировать, критичными являются скорости инноваций для удержания рынка сбыта.

Однако сегодня на Украине еще сильно сопротивление виртуализации предприятий, потому что препятствием являются следующие факторы:

  1. Оценка результатов работы предприятиями по традиционным финансовым показателям;
  2. Трудности в определении ключевых компетенций в процессе виртуализации;
  3. Трудности поиска квалифицированных предприятий-партнеров в области производства / сервиса;
  4. Необходимость управления риском при виртуализации;
  5. Страх передачи вместе с инновационной технологией ноу-хау, скрытых нюансов знаний партнерам;

Озвучивание перечисленных препятствий очень важно, чтобы постепенно найти пути, которые позволят широкое внедрение виртуальных сетевых предприятий в промышленность Украины.

Сейчас на Украине также как и в России реализуются проекты создания и расширения виртуальных выставок промышленных товаров. Целесообразность создания таких выставок определяется ситуацией, сложившейся с продвижением на рынки стран СНГ продукции и услуг малого и среднего бизнеса Украины. Основными инструментами такого продвижения для любого предприятия являются:

  • наличие собственного сайта в сети Интернет, обладающего развитыми сервисами и содержащего регулярно обновляемую информацию коммерческого характера (прайс-листы, коммерческие запросы и предложения и т.д.);
  • регулярное участие в выставках международного, национального или, как минимум, регионального масштаба;
  • регулярное размещение рекламы в печатных изданиях, на телевидении и т.п.

Анализ представления украинских предприятий малого и среднего бизнеса во всех трех этих сегментах показывает следующее.

По данным сайта глобальной статистики украинского интернета [4], число активных пользователей Интернета на Украине к концу 2009 года составило около 2 млн. человек, а число зарегистрированных ресурсов, т.е. сайтов в украинской зоне Интернета – около 80 тыс., из которых порядка 24 тыс. приходится на хозяйствующие субъекты. С учетом того, что общее количество хозяйствующих субъектов на Украине составляет около 2 млн., представленные в Интернете предприятия образуют лишь 1,2% от их общего числа.

По данным Украинского Комитета выставок и ярмарок число украинских предприятий принимающих участие в региональных, национальных и международных выставках на регулярной основе не превышает 85 тыс., что составляет лишь 4,3% от общего числа хозяйствующих субъектов.

По сведениям Ассоциации рекламодателей Украины регулярное размещение рекламы на телевидении, радио, в печатных и других средствах осуществляет не более 15-20 % предприятий.

Таким образом, подавляющее большинство предприятий малого и среднего бизнеса не представлено ни в одном из приведенных направлений, способствующих распространению информации об их деятельности и производимой ими продукции. В перспективе создание виртуальных выставок на Украине и широкое участие отечественных промышленных предприятий от большого до малого бизнеса позволят значительно оживить и развить виртуальный бизнес на Украине.

Еще одно направление создания и развития виртуальных предприятий на Украине – это создание и расширение возможностей виртуальных магазинов.

Как известно, виртуальный магазин — это реализованное в сети Интернет представительство путем создания Web-сервера для продажи товаров и услуг другим пользователям сети Интернет. Затраты на работу виртуального магазина, включая доставку, существенно ниже чем у обычного магазина. В отличие от обычного магазина, виртуальный магазин способен обслужить несколько сотен клиентов одновременно.

В Украине в сфере электронной коммерции традиционно работают предприятия, либо выросшие на рынке предоставления доступа в Интернет, либо поставщики Интернет-контента (web-порталы, поисковые машины, службы web-почты, новостные Интернет-агентства). Здесь нет ни лидеров оффлайнового рынка, ни представительств крупных международных Интернет-компаний.

По данным сайта глобальной статистики украинского интернета число действующих виртуальных магазинов на Украине к концу 2009 года составило порядка 29 тысяч, из них на хозяйствующие субъекты приходится всего 11,5 тысяч. С учетом общего количества хозяйствующих субъектов на Украине, представленные в Интернете виртуальные магазины составляют только 0,6%.

Таким образом, большинство украинских предприятий не представлено и в этой сфере деятельности виртуальных предприятий. Для Украины есть большие перспективы развития виртуальных магазинов, но только после расширения виртуальных потребностей украинцев.

Литература

  1. Электронная коммерция: Учебное пособие для служащих государственных организаций и коммерческих фирм / Под общей редакцией Реймана Л. Д. – М.: НТЦ «ФИОРД – ИНФО», 2002. – 226 с.
  2. Балабанов И. Т. Интерактивный бизнес. – СПб : Питер, 2001. – 329 с.
  3. Уцци Брайан. ">Источники и последствия укорененности для экономической эффективности организаций: влияние сетей // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 6. № 2. С. 55-88.
  4. Глобальная статистика Украинского интернета (за 2009 год): advert@bigmir-internet.com.ua