Каталог статей | ||||||||||||||||||||||||||
Д.э.н.
Новосельцева Г.Б.,
Основные тенденции развития АПК в современных условияхОдна из ключевых проблем развития экономики России – подъем АПК, вывод его из затяжного производственно-финансового кризиса, - несмотря на принятие соответствующего национального проекта, до сих пор не находит своего разрешения. Продолжается систематическое сокращение массы основных фондов. Их доля в совокупных производственных фондах страны упала с 11% в конце 90-х до 3,7% к середине первого десятилетия ХХI в. Несмотря на специфически-трудоемкий характер сельскохозяйственного производства, численность занятых в нем практически в 3 раза меньше, чем в других отраслях экономики[3.7]. В наиболее сложном положении оказалось животноводство: производство мяса в 2007 г. упало до уровня 1962 г., а молока – до 1958 г. [4.25]. Не случайно импорт мяса в России продолжает расти колоссальными темпами: за 2008 г. он увеличился почти на 30% [2.6]. Отечественные экономисты считают, что главные причины деградации российского АПК – просчеты «реформирования», выстроенного на основе радикально-либеральных подходов, игнорирование ключевой роли государственного регулирования агросферы экономики [2;4;5]. По данным члена-корреспондента Россельхозакадемии М. Коробейникова доля госсобственности в целом в российской экономике не превышает 10%, в то время как в развитых странах она составляет от 32% (США) до 62% (Швеция). В то же время существует и другая точка зрения на результаты реформ, наиболее полно выраженная В. Узуном [1;6], трактующая реформы как естественно противоречивый процесс с неоднозначными последствиями: как положительными, так и отрицательными. Поддерживая точку зрения российских исследователей о провальном характере реформы необходимо отметить, что одна из основных тенденций развития АПК, прослеживаемая в высокоразвитых странах – интеграция корпоративных структур отраслей АПК, образующих своеобразные кластеры. Сущность этой тенденции заключается в распространении модели развития сельского хозяйства, сочетающей рыночные принципы организации с преимуществами крупных форм производства. Исследования показывают, что наибольшая конкурентоспособность производителей в АПК достигается именно группами самостоятельных коммерческих предприятий, с гибкой системой взаимоотношений (как формальных, так и неформальных). Такие объединения обеспечивают единое информационное поле и, как следствие, ускоренное внедрение инноваций. Отечественная практика и зарубежный опыт убедительно демонстрируют, что предпосылки для ускорения инновационного процесса в аграрном секторе в разнохарактерных условиях регионов России могут быть созданы на основе поддержки органами управления АПК именно совокупностей организаций и предприятий. Национальный проект «Развитие АПК» включающий в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм», «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе», не имеет в качестве основной составляющей стратегической тенденции. Очевидно, это объясняется тем, что на селе превалируют неотложные задачи по восстановлению сельскохозяйственного производства до уровня 1990 г.: технической модернизации, восстановления плодородия почв, поголовья скота, обеспечения трудовыми ресурсами. Решение первой задачи сопряжено не только с формированием отрасли отечественного сельскохозяйственного машиностроения (см. табл. 1), но и с подготовкой кадров соответствующей квалификации. Подсчитано, что для достижения целей, поставленных национальным проектом «Развития АПК» потребуется только тракторов 820 тыс. штук. Таблица 1
С 2006 года на основе постановления Правительства РФ «О мерах по дальнейшему развитию отечественного сельскохозяйственного машиностроения» предпринят ряд мер: решены некоторые вопросы финансирования НИОКР, субсидирования кредитов на закупку техники; введены таможенные пошлины на отдельные виды зарубежной техники; создается система государственного информационного обеспечения АПК; продлена федеральная целевая программа сохранения и восстановления плодородия почв. В 2006-2007 гг. прослеживался опережающий рост инвестиций в сельское хозяйство – 144%, - по сравнению с их динамикой в среднем в экономике страны – 121%. Однако, на наш взгляд, ситуация далека от переломной. Доля сельского хозяйства в расходной части бюджета 2008 г. не превышала 1%, темпы роста валовой продукции практически в 2 раза ниже, чем в среднем по экономике, продолжает расти импорт основных видов продовольствия. В России наблюдается уже более чем десятикратное отставание от экономики развитых стран [7]. В реализации мероприятий по восстановлению плодородия почв особенно велика роль научной составляющей и именно здесь научный ресурс задействован наиболее слабо. Притом, что четверть земель охвачена водной и ветровой эрозией (Табл. 2). Институты отделения мелиорации Российской академии сельскохозяйственных наук имеют накопленный потенциал по разработке новых мелиорационных технологий. Подготовлена концепция мелиорации сельскохозяйственных земель в России. Однако, спрос на научный ресурс не адекватен потребностям аграрного сектора экономики страны. Таблица 2*
*Источник: И. Ушачев. Научное обеспечение программы развития сельского хозяйства на 2008-2012гг. // Экономист. 2008. №4. Наиболее тормозящее воздействие на реализацию любых программ развития АПК оказывает беспрецедентно низкая доходность сельского населения. По данным ВНИИЭСХ средний заработок в агарной сфере составляет 34% заработной платы работников промышленности. В 2007 г. у 53% работников сельскохозяйственных организаций заработная плата была ниже прожиточного минимума. Бедность остается массовым явлением на селе. Она усугубляет проблему трудоресурсной базы АПК, негативно воздействуя на демографическую ситуацию. Экономисты отмечают необходимость специальных мер по повышению доходов и по социальной защите сельских слоев населения. Вместе с тем, в ближайшей перспективе будут действовать благоприятные для развития российского АПК факторы: развитие общемировой тенденции роста потребительского спроса на продовольствие; снижение воздействия высоких издержек российской продукции на ее конкурентоспособность вследствие надвигающегося продовольственного кризиса (по данным ФАО только за 2007 г. индекс цен на продовольствие вырос на 40%); превращение продовольствия на мировом рынке в стратегический товар; высокий агроэкономический потенциал российского АПК: 9% мировых пахотных земель и 20% запасов пресной воды планеты; перелом тенденции миграции населения в город (продолжающаяся убыль сельского населения идет за счет естественных факторов). Использовать благоприятную конъюнктуру мирового рынка в русле долговременной стратегии развития экспортного сектора АПК для обеспечения подъема сельского хозяйства - задача современной аграрной политики государства. 20 лет в условиях современной высокотехнологичной экономики – достаточный срок для переустройства любых экономических механизмов: они либо начинают работать с предполагавшейся эффективностью либо нет. В России реформирование приобрело уже перманентный характер и стало просто формой функционирования АПК. Преодоление состояния реформационной изменчивости, выход на устойчивую траекторию развития основывается на полномасштабном включении государством научного и информационного ресурсов в практику регулирования деятельности АПК. Литература
|